» Звуки [с-с’], [з-з’]. Буквы С – З.
Логопедическое занятие » Звуки [с-с’], [з-з’]. Буквы С – З.»
Провела:Шумская Т.И., учитель-логопед,
Тема. Звуки [с-с’], [з-з’]. Буквы С – З.
Цель:
- (Базовый уровень) Ученик научится различать парные согласные звуки [с-с’], [з-з’] и буквы С — З в слогах, словах.
- (Повышенный уровень) Ученик получит возможность научиться практическим навыкам сравнения звуков [с-с’], [з-з’], опираясь на акустико-артикуляционные характеристики, определять место звука в слове, устанавливать связь звука с буквой.
Задачи:
¾ формировать навыки звуко-буквенного анализа через использование схемы слова;
¾ развивать операции сравнения, умения находить сходство и отличия парных согласных, давать характеристику звуков [с-с’], [з-з’];
¾ активизировать и обогащать словарь детей словами насыщенными звуками и буквами занятия;
¾ воспитывать любознательность через знакомство с героями сказки.
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация; классная доска, мел; цветные магниты (зелёные, красные, синие); символы согласных и гласных звуков; дидактические карточки с речевым материалом и предметными картинками, эмблемы с изображением сказочных героев; картинки героев романа-сказки «Приключения Незнайки и его друзей»; загадка про Незнайку; коробочки для картинок; тетради, шариковые ручки, цветные карандаши (синий, зелёный, красный) на каждого ученика; фишки для оценки работы.
Предварительная работа: чтение сказки «Приключения Незнайки и его друзей» на ГПД.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Загадка
(Коммуникативные, регулятивные УУД)
Логопед:
— Добрый день! Сядет первым тот, кто отгадает загадку: (Слайд 2)
***
Все мы с детства любим книжки
Про забавных коротышек
Гуслю, Пончика и Знайку
Кто есть кто – ты отгадай-ка!
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
***
Ученик:
— Незнайка. (Слайд 3)
Логопед. Назовите автора сказки «Приключения Незнайки и его друзей». (Н. Носов)
- Психогимнастика
(Коммуникативные, личностные УУД)
Логопед:
— Хорошо справились с этим заданием. Посмотрите на лица героев этой сказки, назовите их эмоциональное состояние. (Слайд 4)
Ученик:
— Звёздочка удивлена, Пончик напуган, Знайка задумчив, Незнайка расстроен, а теперь – рад.
Логопед:
— Изобразите удивление, задумчивость, испуг, огорчение. Но ведь Незнайка отходчив, он весёлый и добрый персонаж, и поэтому, теперь, как Незнайка обрадуемся, улыбнёмся и скажем: «Слушаю, думаю и не ленюсь, красиво и грамотно говорить учусь!»
II. Знакомство с темой.
1. Актуализация знаний. Формулирование темы занятия.
(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)
Логопед:
— Послушайте и назовите слог, который повторяется 2 раза:
— СА-ЗА-СА, СЫ-ЗЫ-СЫ, СУ-ЗУ-СУ
Логопед. Что общего у слогов, которые вы выделили? (Начинаются со звука [с]).
— ЗА-СА-ЗА, ЗЫ-СЫ-ЗЫ, ЗУ-СУ-ЗУ (Начинаются со звука [з]).
— Дайте характеристику звукам [с-з].
Ученик:
— Звуки [с-з] – согласные, так как при их произношении образуется преграда: губы, зубы, язык. Они твёрдые, за ними следуют гласные, которые служат для образования твёрдости согласных. Губы – в улыбке, язык – боковые края языка прижаты к верхним зубам, кончик языка внизу, зубы – образуют щель, холодный воздух проходит по центру языка – контролируем тыльной стороной ладони. Звук [с] – глухой (голос отсутствует; символ — наушники), Звук [з] – звонкий (участвует голос; символ — колокольчик), изображаются синим кружком. (Слайд 5)
Логопед:
— «Подружите» звуки [с-з] с гласным [и]. (СИ, ЗИ), что получилось? Дайте им характеристику.
Ученик:
— Гласный [и] служит для обозначения мягкости согласного, если стоит после него. Согласные звуки стали мягкими, мы слышим – [с’] и [з’].
— При произношении мягких пар звуков [с’] и [з’] артикуляция та же, что и при произношении твёрдых звуков, только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу, изображаются зелёным кружком. (Слайд 6)
Логопед:
— Чем звуки обозначаются на письме?
Ученик:
— Звуки на письме обозначаются буквами С и З.
Логопед:
— Ребята, предположите, как сегодня будет звучать тема нашего урока?
Ученик:
— Звуки [с-с’], [з-з’] буквы С – З.
Логопед:
— Правильно, сегодня на уроке вы будете сравнивать звуки [с-с’] и [з-з’] и буквы С и З между собой, находить их сходства и отличия.
2. Динамическая пауза Су-джок.
(Регулятивные, коммуникативные УУД)
1. Каждый ученик катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение:
Ходит ежик без дорожек,Не бежит ни от кого.
С головы до ножек |
Весь в иголках ежик.
Как же его взять? |
2. Каждый ученик поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
На правой руке:Этот малыш-Илюша, (На большой палец.)
Этот малыш-Ванюша,(Указательный.) Этот малыш-Алеша,(Средний.) Этот малыш-Антоша,(безымянный.) А меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья. (Мизинец.) |
На левой руке:Эта малышка-Танюша,
Эта малышка-Ксюша, Эта малышка-Маша, Эта малышка-Даша, А меньшую зовут Наташа.
|
3. Дидактическая игра «Дежурные буквы».
(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)
Логопед:
— Ребята, Стекляшкин принёс карточки, в которых он не может разобраться. Поможем ему! (Слайд 7) Рассмотрите их. Какое задание содержат эти карточки?
Ученик:
— Среди крючочков, палочек и разных букв есть дежурные буквы, которые мы обведём карандашом и посчитаем.
Логопед:
— Запишите в тетрадь заглавных и строчных букв столько, сколько их в карточке.
4. Дидактическая игра «На приёме у Доктора Пилюлькина». (Слайд 8)
(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)
Логопед:
— Представьте, что вы пришли на приём к доктору Пилюлькину. Сейчас он проверит, как хорошо слышат ваши уши. Я буду доктором Пилюлькиным, а вы мои пациенты. Кто такие пациенты? Я назову слово, а вы, как только услышите звуки [з,з’] и [с,с’] поднимите сигнальные карточки (звонок, наушники).
Логопед:
— Подскажите Пилюлькину, какие слова вы запомнили? Хорошо слышат ваши ушки! Подойдите к столу. Вот незадача! Пилюльки расстроен, к нему забегал Незнайка и перепутал все картинки, которые лежали в своих ящичках. Давайте поможем ему! Как мы это сделаем?
Ученики работают в группе, самостоятельно разбирают картинки на четыре группы: 1 – со звуком [з], 2 – [з’], 3 – [с], 4 – [с’].
Картинки: сом, самолёт, сабля, барсук, колос, лиса; гусь, сено, лось, гусеница; роза, зонт, заяц, газон, бизон; зигзаг, зефир, тазик, газета.
Ученики объясняют свой выбор, уточняя назначение каждого предмета. (Слайд 9,10)
Логопед:
— Как можно распределить слова внутри каждой группы, объединенной одним общим звуком?
[c]……… | …..[c]….. | ………[c] | [з]……… | …..[з]….. |
Проблемный момент ? |
СомСамолёт
Сабля |
Барсук | КолосЛиса | ЗонтЗаяц
|
ГазонБизон | |
[c’]……… | …..[c’]….. | ………[c’] | [з’]……… | …..[з’]….. | [з’]…..[з]….. |
СеноСетка | Гусеница | ГусьЛось | Зефир | ТазикГазета | Зигзаг |
Ученик:
— По месту расположения звука в слове. (Слайд 11,12)
Логопед:
— Молодцы! Быстро и правильно справились с заданием.
5. Дидактическая игра «Звуковичок».
(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)
Логопед:
— Ребята, срочное сообщение от Шпунтика и Винтика. Они, просят помочь научить их выполнять звуко-буквенный анализ слов. Действовать мы будем по инструкции, которая записана на экране. (Если ученик хорошо знает порядок звуко-буквенного разбора слова, логопед предлагает ему использовать инструкцию для проверки выполненного задания.)
Звуко-буквенный анализ слов. Ученики работают в тетрадях. (Слайд 13,14)
- Запиши название предмета.
- Поставь ударение.
- Определи, сколько слогов в слове? Отдели каждый слог вертикальной черточкой.
- Назовите 1-й (2-ой) слог.
- Составьте схему к слову – обозначьте цветом звуки в слове.
Слова для справок: розы, зебра, сито, осы.
Логопед. Все ли согласны с товарищем? Кто думает по-другому? Докажите свой выбор!
6. Гимнастика для глаз. (Слайд 15)
(Регулятивные УУД)
7. Д/игра «Найди лишний предмет». (Слайд 16)
(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)
Логопед:
— Ромашка и Звёздочка уже приготовили нам новые карточки. Подумайте, как они связаны с нашим уроком? Какое задание вам приготовили сказочные герои?
На карточках изображены предметы: собака, слон, шарф, одежная щётка, жираф, забор, караси, сапоги, коза, буквы С и З.
Ученик:
— Предметы, в названиях которых встречаются «дежурные» звуки нужно соединить чёрточкой с нужной буквой.
8. Физминутка «Незнайка на зарядке».
(Регулятивные, коммуникативные УУД)
Логопед:
— Мы хорошо поработали и нам пора немного отдохнуть!
Логопед раздаёт эмблемы с изображением героев сказки Носова «Незнайка» каждому ученику:
— Ты будешь «Звёздочка» (Знайка, Ромашка, Небоська…), а я – «Незнайка», буду проводить гимнастику. Слушайте внимательно и выполняйте только те движения, которые я назову.
Проблемный момент: Незнайка постоянно ошибается и делает всё наоборот.
***
Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква “С” свернусь.
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу…
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь!
***
9. Д/игра «Шифровальщики»
(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)
Логопед:
— Авоська с Небоськой зашифровали предложения, а ключ от шифра потеряли. Давайте, ребята, поиграем и покажем им, как мы умеем справляться с такими заданиями. (На экране записаны вразброс слова через запятую.) (Слайд 17,18)
Звери, со, стащить, зябко, собака, стол, зимой, сосиски.
— Как вы будете действовать.
Ученик:
— В каждом предложении слова будут начинаться с одинаковой буквы:
Зябко зверям зимой. Собака стащила сосиски со стола.
Логопед:
— Замечательно, вы настоящие шифровальщики!
10. Д/игра «Измени слово». Контроль знаний. (Слайд 19,20)
(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)
Логопед:
— Знайка очень любит интересные, трудные задания и предлагает нам поиграть со словами. Самостоятельно измените одну букву и получится новое слово. Запишите слова в тетрадь.
ЗубСуп | КосаКоза | СлойЗлой | ЗайкаСайка | РозаРоса | МорозитМоросит |
Логопед:
— Что получилось? Прочитайте вслух (по очереди) слова парами. Какие слова вызвали у вас трудности? Почему? Чем эти слова похожи, а чем – отличаются? Устно составьте словосочетания только с теми словами, которые вы изменили.
Ученик:
— Суп горячий (вкусный, картофельный…), коза вредная (упрямая, белая…), роза цветущая (колючая, прекрасная…), злой ветер (мороз, волшебник…), сайка румяная (вкусная, ароматная…), моросит дождик…
III. Итог занятия
(Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД)
Логопед:
— Ребята, понравилось вам занятие? Какое задание показалось вам самым трудным? Ваня, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Лена…?) Костя, чем интересны были задания? Чему вы научились сами и научили сказочных героев?
Ученик:
— Мы научили героев сказки сравнивать, находить сходства и отличие согласных звуков [с-с’], [з-з’], букв С и З, отличать звук от буквы.
Логопед:
— Ребята, Знайка предлагает оценить свою работу на уроке, он поставил свою фишку вверху. Незнайка поставил свою фишку в середине, он говорит, что ничего не знал, но благодаря ребятам многому научился. (Слайд 21)
— А где вы поставите свои фишки? Вы молодцы! (Слайд 22) Спасибо вам за урок.
Использованная литература:
- Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.