Вы просматриваете: Главная > Методическая копилка > » Звуки [с-с’], [з-з’]. Буквы С – З.

» Звуки [с-с’], [з-з’]. Буквы С – З.

Логопедическое занятие » Звуки  [с-с’], [з-з’]. Буквы С – З.»

 Провела:Шумская Т.И., учитель-логопед,

Тема. Звуки  [с-с’], [з-з’]. Буквы С – З.

Цель:

  • (Базовый уровень) Ученик научится различать парные согласные звуки [с-с’], [з-з’] и буквы С — З в слогах, словах.
  • (Повышенный уровень) Ученик получит возможность научиться практическим навыкам сравнения звуков [с-с’], [з-з’], опираясь на акустико-артикуляционные характеристики, определять место звука в слове, устанавливать связь звука с буквой.

Задачи:

¾      формировать навыки звуко-буквенного анализа через использование схемы слова;

¾      развивать операции сравнения, умения находить сходство и отличия парных согласных, давать характеристику звуков [с-с’], [з-з’];

¾      активизировать и обогащать словарь детей словами насыщенными звуками и буквами занятия;

¾      воспитывать любознательность через знакомство с героями сказки.

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация; классная доска, мел; цветные магниты (зелёные, красные, синие); символы согласных и гласных звуков; дидактические карточки с речевым материалом и предметными картинками, эмблемы с изображением сказочных героев; картинки героев романа-сказки «Приключения Незнайки и его друзей»; загадка про Незнайку; коробочки для картинок; тетради, шариковые ручки, цветные карандаши (синий, зелёный, красный) на каждого ученика; фишки для оценки работы.

Предварительная работа: чтение сказки «Приключения Незнайки и его друзей» на ГПД.

Ход занятия

I. Организационный момент

  • Загадка

(Коммуникативные, регулятивные УУД)

Логопед:

— Добрый день! Сядет первым тот, кто отгадает загадку: (Слайд 2)

 презентация занятия

***

Все мы с детства любим книжки
Про забавных коротышек
Гуслю, Пончика и Знайку
Кто есть кто – ты отгадай-ка!
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.

***

Ученик:

— Незнайка. (Слайд 3)

Логопед. Назовите автора сказки «Приключения Незнайки и его друзей». (Н. Носов)

  • Психогимнастика

(Коммуникативные, личностные УУД)

Логопед:

— Хорошо справились с этим заданием. Посмотрите на лица героев этой сказки, назовите их эмоциональное состояние. (Слайд 4)

Ученик:

— Звёздочка удивлена, Пончик напуган, Знайка задумчив, Незнайка расстроен, а теперь – рад.

Логопед:

— Изобразите удивление, задумчивость, испуг, огорчение. Но ведь Незнайка отходчив, он весёлый и добрый персонаж, и поэтому, теперь, как Незнайка обрадуемся, улыбнёмся и скажем: «Слушаю, думаю и не ленюсь, красиво и грамотно говорить учусь!»

II. Знакомство с темой.

1. Актуализация знаний. Формулирование темы занятия.

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

— Послушайте и назовите слог, который повторяется 2 раза:

— СА-ЗА-СА, СЫ-ЗЫ-СЫ, СУ-ЗУ-СУ

Логопед. Что общего у слогов, которые вы выделили? (Начинаются со звука [с]).

— ЗА-СА-ЗА, ЗЫ-СЫ-ЗЫ, ЗУ-СУ-ЗУ (Начинаются со звука [з]).

— Дайте характеристику звукам [с-з].

Ученик:

— Звуки [с-з] – согласные, так как при их произношении образуется преграда: губы, зубы, язык. Они твёрдые, за ними следуют гласные, которые служат для образования твёрдости согласных. Губы – в улыбке, язык – боковые края языка прижаты к верхним зубам, кончик языка внизу, зубы – образуют щель, холодный воздух проходит по центру языка – контролируем тыльной стороной ладони. Звук [с] – глухой (голос отсутствует; символ — наушники), Звук [з] – звонкий (участвует голос; символ — колокольчик), изображаются синим кружком. (Слайд 5)

Логопед:

— «Подружите» звуки [с-з] с гласным [и].  (СИ, ЗИ), что получилось? Дайте им характеристику.

Ученик:

— Гласный [и] служит для обозначения мягкости согласного, если стоит после него. Согласные звуки стали мягкими, мы слышим –  [с’] и [з’].

— При произношении мягких пар звуков [с’] и [з’] артикуляция та же, что и при произношении твёрдых звуков, только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу, изображаются зелёным кружком. (Слайд 6)

Логопед:

— Чем звуки обозначаются на письме?

Ученик:

— Звуки на письме обозначаются буквами С и З.

Логопед:

— Ребята, предположите, как сегодня будет звучать тема нашего урока?

Ученик:

— Звуки  [с-с’], [з-з’] буквы С – З.

Логопед:

— Правильно, сегодня на уроке вы будете сравнивать звуки [с-с’] и [з-з’] и буквы С и З между собой, находить их сходства и отличия.

2. Динамическая пауза Су-джок.

(Регулятивные, коммуникативные УУД)

1. Каждый ученик катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение:

Ходит ежик без дорожек,Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же его взять?

2.         Каждый ученик поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

На правой руке:Этот малыш-Илюша, (На большой палец.)

Этот малыш-Ванюша,(Указательный.)

Этот малыш-Алеша,(Средний.)

Этот малыш-Антоша,(безымянный.)

А меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья. (Мизинец.)

На левой руке:Эта малышка-Танюша,

Эта малышка-Ксюша,

Эта малышка-Маша,

Эта малышка-Даша,

А меньшую зовут Наташа.

 

 

3. Дидактическая игра «Дежурные буквы».

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

— Ребята, Стекляшкин принёс карточки, в которых он не может разобраться. Поможем ему! (Слайд 7) Рассмотрите их. Какое задание содержат эти карточки?

Ученик:

— Среди крючочков, палочек и разных букв есть дежурные буквы, которые мы обведём карандашом и посчитаем.

Логопед:

— Запишите в тетрадь заглавных и строчных букв столько, сколько их в карточке.

4. Дидактическая игра «На приёме у  Доктора Пилюлькина». (Слайд 8)

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

— Представьте, что вы пришли на приём к доктору Пилюлькину. Сейчас он проверит, как хорошо слышат ваши уши. Я буду доктором Пилюлькиным, а вы мои пациенты. Кто такие пациенты? Я назову слово, а вы, как только услышите звуки  [з,з’] и [с,с’] поднимите сигнальные карточки (звонок, наушники).

Логопед:

— Подскажите Пилюлькину, какие слова вы запомнили? Хорошо слышат ваши ушки! Подойдите к столу. Вот незадача! Пилюльки расстроен, к нему забегал Незнайка и перепутал все картинки, которые лежали в своих ящичках. Давайте поможем ему! Как мы это сделаем?

Ученики работают в группе, самостоятельно разбирают картинки на четыре группы: 1 – со звуком [з], 2 – [з’], 3 – [с], 4 – [с’].

Картинки: сом, самолёт, сабля, барсук, колос, лиса; гусь, сено, лось, гусеница; роза, зонт, заяц, газон, бизон; зигзаг, зефир, тазик, газета.

Ученики объясняют свой выбор, уточняя назначение каждого предмета. (Слайд 9,10)

Логопед:

— Как можно распределить слова внутри каждой группы, объединенной одним общим звуком?

[c]……… …..[c]….. ………[c] [з]……… …..[з]…..

Проблемный

момент

?

СомСамолёт

Сабля

Барсук КолосЛиса ЗонтЗаяц

 

ГазонБизон
[c’]……… …..[c’]….. ………[c’] [з’]……… …..[з’]….. [з’]…..[з]…..
СеноСетка Гусеница ГусьЛось Зефир ТазикГазета Зигзаг

Ученик:

— По месту расположения звука в слове. (Слайд 11,12)

Логопед:

— Молодцы! Быстро и правильно справились с заданием.

5. Дидактическая игра «Звуковичок».

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

— Ребята, срочное сообщение от Шпунтика и Винтика. Они, просят помочь научить их выполнять звуко-буквенный анализ слов. Действовать мы будем по инструкции, которая записана на экране. (Если ученик хорошо знает порядок звуко-буквенного разбора слова, логопед предлагает ему использовать инструкцию для проверки выполненного задания.)

Звуко-буквенный анализ слов. Ученики  работают в тетрадях. (Слайд 13,14)

  1. Запиши название предмета.
  2. Поставь ударение.
  3. Определи, сколько слогов в слове? Отдели каждый слог вертикальной черточкой.
  4. Назовите 1-й  (2-ой) слог.
  5. Составьте схему к слову – обозначьте цветом звуки в слове.

Слова для справок: розы, зебра, сито, осы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед. Все ли согласны с товарищем? Кто думает по-другому? Докажите свой выбор!

6. Гимнастика для глаз. (Слайд 15)

(Регулятивные УУД)

7. Д/игра «Найди лишний предмет». (Слайд 16)

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

— Ромашка и Звёздочка уже приготовили нам новые карточки. Подумайте, как они связаны с нашим уроком? Какое задание вам приготовили сказочные герои?

На карточках изображены предметы: собака, слон, шарф, одежная щётка, жираф, забор, караси, сапоги, коза, буквы С и З.

Ученик:

— Предметы, в названиях которых встречаются «дежурные» звуки нужно соединить чёрточкой с нужной буквой.

8. Физминутка «Незнайка на зарядке».

(Регулятивные, коммуникативные УУД)

Логопед:

— Мы хорошо поработали и нам пора немного отдохнуть!

Логопед раздаёт эмблемы с изображением героев сказки Носова «Незнайка» каждому ученику:

— Ты будешь «Звёздочка» (Знайка, Ромашка, Небоська…), а я – «Незнайка», буду проводить гимнастику. Слушайте внимательно и выполняйте только те движения, которые я назову.

Проблемный момент: Незнайка постоянно ошибается и делает всё наоборот.

***

Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква “С” свернусь.

И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу…
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь!

***

9. Д/игра «Шифровальщики»

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

— Авоська с Небоськой зашифровали предложения, а ключ от шифра потеряли. Давайте, ребята, поиграем и покажем им, как мы умеем справляться с такими заданиями. (На экране записаны вразброс слова через запятую.) (Слайд 17,18)

Звери, со, стащить, зябко, собака, стол, зимой, сосиски.

— Как вы будете действовать.

Ученик:

— В каждом предложении слова будут начинаться с одинаковой буквы:

Зябко зверям зимой. Собака стащила сосиски со стола.

Логопед:

— Замечательно, вы настоящие шифровальщики!

10. Д/игра «Измени слово». Контроль знаний. (Слайд 19,20)

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

— Знайка очень любит интересные, трудные задания и предлагает нам поиграть со словами. Самостоятельно измените одну букву и получится новое слово. Запишите слова в тетрадь.

ЗубСуп КосаКоза СлойЗлой ЗайкаСайка РозаРоса МорозитМоросит

Логопед:

— Что получилось? Прочитайте вслух (по очереди) слова парами. Какие слова вызвали у вас трудности? Почему? Чем эти слова похожи, а чем – отличаются? Устно составьте словосочетания только с теми словами, которые вы изменили.

Ученик:

— Суп горячий (вкусный, картофельный…), коза вредная (упрямая, белая…), роза цветущая (колючая, прекрасная…), злой ветер (мороз, волшебник…), сайка румяная (вкусная, ароматная…), моросит дождик…

III. Итог занятия

(Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД)

Логопед:

— Ребята, понравилось вам занятие? Какое задание показалось вам самым трудным? Ваня, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Лена…?) Костя, чем интересны были задания? Чему вы научились сами и научили сказочных героев?

Ученик:

— Мы научили героев сказки сравнивать, находить сходства и отличие согласных звуков [с-с’], [з-з’], букв С и З, отличать звук от буквы.

Логопед:

— Ребята, Знайка предлагает оценить свою работу на уроке, он поставил свою фишку вверху. Незнайка поставил свою фишку в середине, он говорит, что ничего не знал, но благодаря ребятам многому научился. (Слайд 21)

 

 

 

 

 

— А где вы поставите свои фишки? Вы молодцы!  (Слайд 22) Спасибо вам за урок.

 

 

Использованная литература:

  1. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

 


Оставить комментарий

Чтоdы оставлять комментарии, вам необходимо войти.