Музыка как средство физического развития детей
Музыкальный руководитель М.Е.Петрова
Влияние музыки на здоровье человека давно всем известно. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека. Поэтому особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач.
В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.
В нашем детском саду музыка активно используется в оздоровительной работе с детьми.
Каждый день начинается с утренней гимнастики под музыку, которая мобилизует физические силы, улучшает дыхание, укрепляет и развивает мышцы. Музыка создает положительный настрой и задает определенный темп движения.
На музыкальных занятиях все виды деятельности способствуют укреплению и сохранению здоровья. Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность. Норма – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка. Однообразность, как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут (в зависимости от возраста детей).
В своей работе я использую программы: Бурениной «Ритмическая мозаика», Каплуновой «Ладушки», Радыновой «Музыкальные шедевры», методическое пособие Картушиной «Логоритмика», Стрельниковой «Дыхательная гимнастика».
Слушание музыкальных произведений улучшает психоэмоциональное состояние.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Танцы, упражнения, подвижные игры вырабатывают грацию, координацию движений. Данная коллективная деятельность развивает у детей организованность, дисциплину, ответственность, взаимовыручку, внимательное отношение к окружающим, самостоятельность.
Пение – идеальный способ помочь детям с нарушениями речи, оно улучшает их артикуляцию, дикцию, способствует правильному формированию дыхания. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы – во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стресс и помогает детям избавиться от страхов. Голос – это своеобразный индикатор здоровья. Особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально – оздоровительной работы в ДОУ. Мной создана музыкальная фонотека, которая способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно – игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
В своей работе по проекту использовала такие формы как:
Разыгрывание с детьми песни.
Предварительно знакомим детей с содержанием песни, распределяет роли. Необходимые костюмы берут в театральном уголке.
Конкурс «Танцевальная площадка», где выбирается лучший исполнитель танцев. Каждый участник или группа участников самостоятельно выбирают музыку, под которую они будут танцевать.
Музыкальная игра всегда привлекает детей, особенно если используются атрибуты и элементы театральных костюмов.
Ежедневно во многих группах дети засыпая, слушают музыку природы: звон ручейка, пение птиц, шум морского прибоя, шелест листвы, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается (музыкотерапия).
— дыхательная гимнастика – имеет сверхважное значение. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранить высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно;
— артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы;
— пальчиковая гимнастика. Важное место на занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление
— психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально-личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игры и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки.
В нашем детском саду проводятся календарные праздники. А сам праздник – это всплеск положительных эмоций полезных для здоровья.