Конспект ООД для старшей группы на тему: «Такое волшебное зеркало»
Подготовила
Ст.воспитатель Бульбас Н.П.
Цель:
— познакомить детей с историей появления зеркала через экспериментирование;
Задачи:
— продолжать развивать у детей умения наблюдать, сопоставлять, делать выводы;
— закрепить знания о необходимости зеркала в нашей жизни;
— вызвать интерес к исследовательской деятельности;
— развивать интерес к познанию окружающего мира;
— подвести детей к пониманию того, что человек – творец, созидатель.
Ход деятельности
В группе где ни будь на полке стоит коробочка. (в коробке лежит телефон) Вдруг в ней раздается шум, звонок. Дети обращают на это внимание, подходит кто ни будь к коробке, обязательно открывает, достает телефон. Воспитатель разрешает ответить, включая при этом громкую связь, чтобы слышали все ребята.
Ребёнок: — Алло?
Буратино: — Говорит Буратино. Здравствуйте, ребята. Я звоню вам, чтобы обратиться к вам за помощью. Мне Мальвина задала домашнее задание о свойствах зеркал и их происхождении, но я про них ничего не знаю. Помогите мне пожалуйста. Я очень буду вам благодарен.
Воспитатель: — Да, ребята, Буратино действительно попал в затруднительную ситуацию. Что будем делать?
Воспитатель: — Я рада, что вы такие отзывчивые и согласились помочь Буратино.
Воспитатель: — Но что для этого необходимо сделать?
Воспитатель: — Замечательно.
Воспитатель: — Ребята, я вам предлагаю отправиться в страну знаний «Любознайка», где находится лаборатория доктора Гавриловой, в которой можно проводить разные эксперименты. Возражений нет?
Воспитатель: — Мне приятно, что вы согласились, а теперь закрываем глаза и произносим магические слова: «Вокруг себя обернись, в Любознайке очутись!» (На экране появляется слайд «детская лаборатория»).
Воспитатель: — Вот мы и в стране знаний, где нас ждут интересные эксперименты.
Сегодня мы будем с вами учеными – исследователями, а встречает нас главный ученый этой лаборатории доктор Александра Гаврилова.
Воспитатель:- Здравствуйте.
Доктор: — Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Воспитатель: — Доктор, мы к вам пришли с ребятами, что бы вы нам рассказали об истории зеркал и его свойствах.
Доктор: — Мне очень приятно оказать вам внимание, для этого оденьте белые халаты и пройдемте в мою лабораторию.
Доктор: — Зеркало – очень нужная вещь, но оно появилось не сразу. И вот историю его изобретения мы узнаем с помощью эксперимента.
Давным-давно самым первым зеркалом в истории человечества была обычная лужа, в которой люди могли видеть свое отражение.
Воспитатель: — Ребята, а где вы можете ещё можете увидеть своё отражение?
Воспитатель: — Верно.
Доктор: — Вот эту гипотезу я предлагаю сейчас проверить, но для этого мне нужны помощники ассистенты.
Эксперимент № 1: Отражение в воде.
Доктор: — Катя наливает воду в тазик. Посмотрите в него, что видите?
Доктор: — Отлично. А теперь помешайте воду палочкой и посмотрите снова. Что происходит?
Доктор: — Совершенно верно.
Доктор: — Какой можно сделать вывод, дорогие коллеги?
Доктор: — Полностью с вами согласен, что в гладкой воде отражение лучше видно, чем когда вода рябит.
Доктор: — И тогда человек нашел кусок металла. Долго он полировал металл, сам себя там увидал, и предмет он зеркалом назвал. Предлагаю проверить.
Эксперимент № 2: Полированный металл.
Доктор: — Возьмите фольгу, она сделана из мягкого металла – алюминия. Посмотрите на свое отражение со стороны, где находится белый квадрат. А теперь переверните фольгу и еще раз посмотритесь в нее.
Доктор: — Что вы видите?
Доктор: — В чем разница?
Доктор: — Вы очень внимательные, коллеги.
Доктор: — Какой сделаем вывод?
Доктор: — Полностью вас поддерживаю, что на полированной поверхности отражение видно, на матовой нет.
Доктор: — Полировка металла очень трудная работа, да и отражение в результате получается не четким, и после долгих опытов человек стал наносить тонкий металлический слой на стекло (показываю обратную сторону зеркала). Само стекло – это еще не зеркало, отражение дает тонкий слой серебра, а стекло предохраняет его от царапин и повреждений.
Воспитатель: — я предлагаю сделать небольшой перерыв сделать разминку «Весёлый грузовичок», возражений нет?
Воспитатель: — Я рада, что вы согласились.
Доктор: — Продолжение нашей истории, я предлагаю продолжить на экране 3 Д. Для этого оденьте специальные очки.
Доктор: — В начале зеркала были небольшими и неправильной формы. Их получали (слайд 2), наливая в стеклянную круглую форму расплавленное олово (слайд 3), которое образовывало отражающий слой. После охлаждения шар разбивали на куски. Получались вогнутые зеркала (слайд 4), отражение в которых было искаженным. Стеклоделы (слайд 5) пользовались большим уважением, и звание стекольщика считалось не менее почетным, чем звание дворянина. Мастерам под страхом смерти запрещалось разглашать секреты своего ремесла. (Слайд 6) первые плоские зеркала были предметом искусства и стоили очень дорого. (Слайд 7) у королевы Франции было бальное платье, усыпанное кусочками зеркал. Вы видите маленькую часть платья.
В России зеркала появились (слайд 8), когда правил царь Петр I. Сейчас зеркало (слайд 9) есть в каждом доме.
Доктор: -Для чего оно необходимо нам?
Доктор: — Замечательно.
Доктор: — Как видите, по вашим ответам зеркало имеет большое значение в жизни человека.
Эксперимент № 3: Какое зеркало?
Доктор: — Давайте рассмотрим зеркало. Какое оно?
Доктор: — Ещё, что можно о зеркале сказать?
Доктор: — Меня радуют ваши ответы.
Доктор: — А какой вывод можно сделать теперь, когда мы рассмотрели зеркало:
Доктор: — Отлично. Зеркало действительно гладкое и очень хрупкое.
Доктор: — А почему оно хрупкое?
Доктор: — Правильно, Коля.
Доктор: — Вот поэтому зеркало у нас в рамке.
Доктор: — Зеркало присутствует не только в нашей действительности, но оно встречается и в сказках.
Доктор: — В каких?
Доктор: — А ещё?
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин, «Белоснежка и семь гномов» Братьев Гримм)
Доктор: — Я рада, что вы знаете столько сказок, в которых роль играет зеркало.
Доктор: — А вспомните, как обращалась к зеркалу царица в сказке А.С. Пушкина? («Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи…»)
Доктор: — Умница, Алина.
Доктор: — Как вы думаете, нам зеркало рассказывает всю правду?
Доктор: — Хотите проверить?
Доктор: — Сейчас проверим.
Эксперимент № 4: Полуправда.
Посмотри в зеркало, дотронься до правого уха, а какое это ухо в твоем отражении. Помаши левой рукой, что показывает твое отражение?
Доктор: — Совершенно верно, Марина.
Доктор: — Это явление называют зеркальным отражением.
Доктор: — Сейчас я вам хочу показать фокус, а поможет мне Витя. Два зеркала ставлю под углом 1200, в угол Витя положит шар.
Доктор: — Сколько вы видите шаров?
Доктор: — Вы очень внимательные. Но сейчас я буду приближать зеркала, что происходит?
Доктор: — Всё верно. Такие свойства зеркала используют в своей работе фокусники и иллюзионисты.
Доктор: — Люди каких профессий и каким образом используют зеркала? (стоматолог, водитель, машинист, парикмахер, балерина, учитель-логопед)
Доктор: — Мне нравятся ваши ответы.
Доктор: — А вы знаете, что зеркала применяются в технике?
Доктор: — Замечательно.
Доктор: — Назовите применение зеркал, где их могут использовать?
Доктор: — Прекрасные познания. (микроскопы, телескопы, телеобъективы, фотоаппараты, прожекторы, маяки.)
Воспитатель: — Вот оказывается, какой нужный для людей предмет – зеркало, значит, мы не зря сегодня с вами потрудились. Огромное спасибо доктору Гавриловой за знакомство со свойствами зеркала. Коля у нас всё записал на видео, которое мы сможем отправить Буратино и он сможет выполнить домашнее задание, которое ему задала Мальвина.
Воспитатель: — Ну, а теперь нам пора возвращаться.
(Дети встают на ковер, закрывают глаза и говорят: «Вокруг себя обернись, в нашей группе очутись!»)
Воспитатель: — Ну вот мы и вернулись в нашу группу.
Воспитатель: — Вам интересно было быть учеными?
Воспитатель: — Я рада за вас.
Воспитатель: — А какой эксперимент вам больше всего понравился?
Воспитатель: — Замечательно.
Воспитатель: — Какой эксперимент вы бы показали дома родителям или своим братьям, сёстрам?
Воспитатель: — Хорошо.
Мне тоже очень понравилось наше путешествие, спасибо за хорошую работу.