Вы просматриваете: Главная > Методическая копилка > Конспект проведения исследования и наблюдения по теме: «Городской транспорт» в подготовительной к школе группе

Конспект проведения исследования и наблюдения по теме: «Городской транспорт» в подготовительной к школе группе

Подготовила ст. воспитатель

Бульбас Н.П.

 

Цель: развитие познавательной исследовательской деятельности дошкольника.

Задачи:

1.В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о городском транспорте;

2. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;

3. Совершенствовать коммуникативные навыки детей;

4. Воспитывать желание делиться полученными знаниями и получать радость от процесса получения новой информации.

Методы и формы работы: исследование, информационно-коммуникативный метод, экскурсия, наблюдение, использование пиктограмм, рассуждение, анализ, синтез, деловая игра.

Предварительная работа:

Чтение произведений художественной литературы «Кто важнее всех на улице» В Клименко, «Скверная история» С.Михалков, «Спор» С.Маршак, «Про одного мальчика» С.Михалков.

Беседы: «Что такое транспорт?», «Виды транспорта».

Дискуссия: «Чтобы делали люди, если б не было транспорта».

Экскурсии: «По улицам города», «Анализируем поведение пешеходов», «Кто и как переходит улицу», «Безопасная дорога к детскому саду».

Подготовка к исследованию, материалы:

1. Карточки с символическим изображением методов исследования: «Связаться со специалистами». «Посмотреть по телевизору». «Получить информацию у компьютера» «Понаблюдать» «Спросить у другого человека». «Провести эксперимент» «Посмотреть в книгах» «Подумать самостоятельно»

2. Карточки – картинки с «темами» будущих исследований. Карандаши, листы бумаги.

Проведение исследования:

 

Педагог: Ребята, я вам предлагаю стать сегодня настоящими исследователями. Надеюсь у вас нет возражений.

Педагог: Я очень рада, что вы согласились, потому что проводить самостоятельные исследования это очень интересное занятие и вы в этом убедитесь сами. И будем мы с вами проводить наши исследования так, как это делают настоящие ученые.

Предлагаю вам определить тему нашего исследования.

Педагог: Хорошее предложение. А ещё  какие есть идеи?

Педагог: Отлично.

Но если вы не против я вам хочу предложить  карточки с различными изображениями – темами исследований, где вы сможете более точно определить и назвать тему исследования.

Педагог: Прекрасно, вы выбрали карточку с изображением автомобиля. Значит тема нашего исследования – транспорт. Но так как тема «Транспорт» очень широка и объемна, то предлагаю сделать её более конкретной. Предлагайте свои варианты. Какой бывает транспорт?

Педагог: Замечательно. Предлагаю выбрать вариант Маши, так как мы с вами живём в городе. Возражений нет ни у кого? Прекрасно.

Педагог: Итак, мои маленькие исследователи, остановимся на теме «Городской транспорт». Наша задача – подготовить сообщение или по научному — доклад. А для того, чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию по данной теме и обработать ее. Как это можно сделать и какими способами?

Педагог: Совершенно верно.Существует много способов сбора информации,  их называют методы исследования. А как вы думаете, с какого метода начинают свои исследования ученые?

Педагог: Точно. Учёные перечитывают множество необходимой литературы, прежде чем приступят к исследованию.

Педагог: Этот метод тоже используется, но что нужно сделать вначале?

Педагог: Верно.

Педагог: Но прежде чем мы с вами начнём размышлять над исследованием, мы должны подумать и вспомнить, что мы уже знаем о городском транспорте, а затем прочитать в литературе.

(Педагог  выставляет на наборное полотно карточку с символом, обозначающим действие – «подумать самостоятельно», а затем – «посмотреть в книгах».)

Педагог: Где мы еще можем узнать о городском транспорте?

Педагог: Мне нравятся ваши ответы.

Педагог: А если родителей рядом нет с вами?

Педагог: Совершенно верно, вы сможете спросить у взрослых например воспитателей.

Педагог: Хорошо.

(Выставляется карточка «спросить у другого человека»)

Педагог: Информация собирается из разных источников, куда мы еще можем обратиться?

Педагог: Нина правильно ответила, потому что папа у неё работает сотрудником в  ГИБДД.

Педагог: Как вы думаете, какая карточка обозначает этот метод?

Педагог: Сережа, верно ответил. Возьми ее и поставь на наборное полотно.

(Выставляется карточка «связаться со специалистами»)

Педагог: Все ли методы мы использовали, все ли предусмотрели?

Педагог: Конечно. Ведь у нас у всех телевизор и  компьютер.

(На полотно выставляются соответствующие карточки)

Педагог:А еще мы забыли очень важный метод исследования – это наблюдение. Этот метод один из самых важных.

(Выставляют карточку «понаблюдать»)

Педагог: Таким образом, какая у нас получается схема исследования?

Дети: (отвечают по получившейся схеме)

Сбор материала

Педагог: Исследование довольно долгий процесс. И полученную в ходе исследования информацию довольно трудно запомнить. Что же нам делать?

Педагог: Ответ хороший, но  мы еще очень плохо пишем, но что мы умеем делать очень хорошо?

Педагог: Правильно. И не важно, красивые будут рисунки или нет, важно быстро зафиксировать на них полученную информацию. Это могут быть символы, значки, схемы. Главное, чтобы вы вспомнили зарисованные сведения.

                                   Этапы исследовательской работы

Подумать самостоятельно

Педагог: Ребята подумайте и вспомните, что вы знаете о городском транспорте?

Педагог: Хорошо, давайте нарисуем человека в автомобиле и прикрепим рисунок на магнитную доску. Подумайте еще, на какие группы мы можем разделить весь городской транспорт? Почему?

Педагог: Я рада, что вы знаете все виды транспорта и можете разделять их на группы. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Виды транспорта».

Проводиться подвижная игра: «Виды транспорта».

По сигналу педагога  дети изображают легковые машины (дети сидят на полу и «рулят»), грузовики (изображая грузовик, дети становятся в пары) и автобус (дети выстраиваются друг за другом).

Педагог: Мы поиграли в игру «Виды транспорта», а теперь чтобы запомнить предлагаю прикрепить на магнитную доску иллюстрации легкового и грузового автомобилей и автобуса.

Педагог: Как передвигается по городу транспорт?

Педагог: Совершенно верно. При этом помним, что любой транспорт соблюдает правила дорожного движения.

На доске появляется схематичный рисунок дороги и дорожных знаков.

Педагог: Подумайте, что самое главное мы забыли сказать о городском транспорте?

Педагог: Конечно. Всеми машинами управляют люди. Без водителя машина не сможет двигаться по дороге.

Педагог: Мы провели часть исследования. Каким будет следующий этап?

Педагог: Я рада, что вы помните об этом. Но какие книги нам следует изучить?

Педагог: Никита предлагает взять энциклопедию для дошкольников. Принимаем предложение Никиты?

Педагог: Отлично. В ней мы непременно найдем материал о городском транспорте. Если вы не против, я вам зачитаю отрывок, а вы зарисовывайте полученную информацию.

Во время чтения дети узнают, что существует специальные машины, которые помогают нам в сложных ситуациях, чрезвычайных происшествиях. Милиция использует не только машины, но и мотоциклы, чтобы быстрее добраться до места аварии. Пожарные машины перевозят пожарных и оборудование для тушения пожара. «Скорая помощь» доставляет врачей, которые перевозят больных и раненых людей в больницу, где им оказывается медицинская помощь.

Специальные транспортные средства в определенных случаях могут нарушать правила дорожного движения.

Педагог: Прикрепите свои зарисовки к магнитной доске.

(Дети прикрепляют схемы и символы новых идей)

Педагог: Что нам необходимо сделать для осуществления следующего этапа исследования?

Педагог: Правильно, чтобы понаблюдать за городским транспортом, мы пройдем на экскурсию.

Целевая экскурсия, на ближайшую улицу города с подготовительной группой

                                                  Наблюдение.

Педагог: Ребята посмотрите внимательно на движущийся транспорт. Что нового вы можете увидеть? Что еще не известного нам необходимо отметить?

Педагог: Правильно. Молодцы! Вы заметили, что на улицах много специальных машин, которые помогают человеку.

Педагог: Я вас попрошу обратить внимание на машины, которые поворачивают с одной дороги на другую. Что вы заметили?

Педагог: Вы все верно отметили и поэтому, когда вы будете переходить через дорогу, обращайте особое внимание на световые сигналы машины.

Педагог: Вы много новых знаний нашли на улице города. Давайте хорошо запомним их, а когда придем в детский сад, зафиксируем и прикрепим к магнитной доске к уже собранной информации.

Дети с педагогом возвращаются в детский сад. По приходу фиксируют записи и присоединяют к уже собранной информации.

Педагог: Мы собрали довольно много информации о городском транспорте. Скажите, какие этапы исследования мы еще не осуществили?

Дети: (отвечают с опорой на карточки) спросить у другого человека, связаться со специалистами, посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.

Педагог: Что из перечисленного вами мы еще сегодня можем сделать в детском саду?

Педагог: Хорошо. Итак, чтобы получить информацию у другого человека, давайте определимся, у кого мы можем спросить о городском транспорте в детском саду и дома?

Педагог: Да, мы можем спросить у любого воспитателя, любого взрослого в детском саду. Но как нам опросить всех?

Педагог: Правильно, мы сейчас с вами превратимся в корреспондентов, разделимся на группы и пойдем собирать информацию по всему детскому саду. Но не забывайте, нам нужны только новые данные, которые мы еще не знаем. Вы их сразу фиксируете и для этого возьмите с собой простые карандаши и листочки бумаги. Встречаемся через 15 минут.

Проводиться деловая игра «Специальный корреспондент».

Дети группами расходятся по детскому саду, собирают информацию, фиксируют её и возвращаются в группу, где совместно с педагогом присоединяют собранную информацию на магнитную доску.

Педагог: Вы очень плодотворно поработали. А сейчас мы позвоним специалистам. Кому мы будем звонить?

Педагог: Верно. Мы позвоним в отделение  ГИБДД   старшему лейтенанту    Волошину Александру Николаевичу

Педагог  звонит, а дети слушают разговор по громкой связи и фиксируют новые данные. Параллельно дети учатся тому, как нужно правильно общаться по телефону.

Педагог: Здравствуйте. К вам обратились за помощью воспитанники детского сада №20 «Теремок». Мы проводим исследование по теме «Городской транспорт». Что бы вы могли нам об этом рассказать?

Инспектор отдела  ГИБДД рассказывает о городском транспорте, его передвижении по улицам города, об обязательном страховании транспортного средства и прохождении технического осмотра автотранспорта, а так же об обязательном соблюдении водителями правил дорожного движения.

Педагог: Спасибо вам, за интересную информацию. Вы нам очень помогли.

Педагог: У нас осталось еще два этапа, какие?

Педагог: Хорошо. Но в нашем детском саду нет телевизора, но есть компьютеры. Что же нам делать?

Педагог: Хорошо, давайте так и сделаем, сейчас я вам предлагаю пройти в кабинет заведующего и найти с помощью взрослого нужную нам информацию на компьютере, а дома вы посмотрите с родителями телевизор. Завтра с утра подведем итоги, обобщим полученную информацию и сделаем доклад для детей старшей группы.

Дети получили домашнее задание, о чем педагог сообщает вечером родителям.

На следующий день дети приносят свои записи в детский сад и прикрепляют их к магнитной доске.

                                            Обобщение информации.

Педагог: Вот мы и закончили сбор информации. Сейчас мы возьмем все наши зарисовки, сядем на ковер и посмотрим, что мы узнали о городском транспорте.

Педагог совместно с детьми раскладывает на ковре схемы, рисунки, заметки детей и выделяют главные идеи.

Педагог: Итак, давайте выделим самое главное из того, что мы узнали.

(Городской транспорт может быть личным и общественным. Любым транспортным средством управляет водитель. Все машины должны пройти технический осмотр и оформить автострахование, прежде чем выехать на улицы города. Существует легковой и грузовой и пассажирский городской транспорт. Грузовой транспорт необходим для перевозки различных грузов. Это специальные машины: «продукты», «молоко», снегоуборочная техника, КАМАЗы и др. К пассажирскому транспорту относятся: автобусы, такси, троллейбусы, трамваи, метро, маршрутное такси. Автобусы, троллейбусы и трамваи останавливаются только в специально организованных местах – остановках. Около остановок устанавливаются специальные знаки, которые рассказывают, какой вид транспорта здесь останавливается. Все водители городского транспорта обязаны соблюдать правила дорожного движения.

Существуют и особые машины, которые иногда не соблюдают правила дорожного движения. Это «скорая помощь», «пожарная машина», «милиция». У всех транспортных средств есть световые сигналы. Они предназначены для предотвращения аварийных ситуаций на улицах города.)

Завершение работы.

Педагог: Отлично! Мы с вами проделали огромную работу, которая сравнима по своей значимости и сложности с работой настоящих ученых и выполнили поставленную задачу. Мы уточнили, конкретизировали и расширили знания о городском транспорте. Но для того, чтобы рассказать обо всем другим детям, нам необходимо все полученные данные зафиксировать. Что мы с вами сделаем? У кого какие есть идеи?

Педагог: Какие вы сообразительные, но мы не можем воплотить все идеи сразу. Давайте остановимся на чем-то одном. Я предлагаю объединить часть ваших предложений и сделать альбом с рисунками, фотографиями и иллюстрациями по всем основным положениям нашего доклада и когда этот альбом будет готов, мы пойдем к детям и расскажем им о городском транспорте.

 

 

 

 

 


Оставить комментарий

Чтоdы оставлять комментарии, вам необходимо войти.