Вы просматриваете: Главная > Методическая копилка > Конспект НОД «Дифференциация звуков [Р] – [Л]»

Конспект НОД «Дифференциация звуков [Р] – [Л]»

 Подготовила учитель-логопед

Токмакова Т.А.

 

Цель: учить различать на слух и на письме звуки [Р] и [Л] в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционные:

Учить выделять отличительные признаки звуков [Р] и [Л].

Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа.

Упражнять учащегося в делении слов на слоги.

Развивающие:

1. Развивать словесно-логическое мышление.

Воспитательные:

1. Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: предметные картинки, тетради, цветные ручки, мяч, карточки с заданиями.

 

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

Логопед: «Послушай имена мальчиков и определи последний звук: Артур, Виктор, Владимир. Выдели первый звук в кличках животных: Лаки, Лэйс, Лора. С какими звуками мы сегодня будем работать? Мы сегодня работаем со звуками [Р] и [Л]».

Основная часть.

1. Знакомство с темой занятия.

Логопед: «Где находится язычок, когда мы произносим [Р]? За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжён и дрожит, «моторчик» работает. Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.

Где находится язычок, когда мы произносим [Л]? Он поднят за верхние зубы и там прижат. Губы улыбаются, зубки видны.

2. Уточнение характеристики звуков [Р] и[Л].

Звук [Р] какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий.

Звук [Л] какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий.

3. Словарный диктант.

Логопед: «Вот картинки животных. Распредели их на две группы: в левый столбик со звуком [Л] (логопед показывает карточку с буквой Л), в правый – со звуком [Р] (логопед показывает карточку с буквой Р): лиса, жираф, тигр, слон, зебра, волк, дельфин, корова, лошадь. В каком столбике картинок больше: в правом или в левом? Запиши слова в левый столбик и в правый. В левом столбике слова, с каким звуком? А в правом? Раздели слова на слоги. В каких словах один слог? (слон, волк, тигр), два слога (лиса, дельфин, лошадь, жираф, зебра). В каком слове три слога? (корова)».

4. Задание «Какая буква пропала?». (Работа по карточке №1).

Ко_есо, ха_акте_, п_акат, в_ево

Ко_идо_, ап_е_ь, _азме_, п_и_ода.

Гене_а_, зе_ка_о, ба_е_ина, п_охо.

Логопед: «Прочитай слова, определи пропавшую букву. Какое слово «лишнее»? Почему оно лишнее?».

5. Игра с мячом «Наоборот».

Логопед: «Я говорю слова, ты заменяешь [Р] на [Л]:

рама – лама, город – голод, рис – лис, игра – игла, жарко – жалко, рак – лак».

6. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: «В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому.

Указательный и средний

Безымянный и последний.

Сам мизинчик малышок.

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья

Друг без друга нам нельзя».

7. Задание «Составь предложение из заданных слов».

Логопед: «Я говорю слова, а ты составь из них предложение, изменяя их по смыслу: Володя, карандаш, купила, красный, мама. Укладывать, Рая, в кроватку, кукла, спать». Запись предложений в тетрадь. «Подчеркни одной чертой букву Л, двумя чертами — букву Р».

8. Логопед: Послушай стихотворение и запомни слова со звуком [Р]: Начинается считалка:

На берёзу сели галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Логопед: «Назови слова, которые ты запомнил. А теперь запомните слова со звуком [Л]. Слов, с каким звуком меньше?».

Итог деятельности.

Логопед: «Какие звуки приходили к нам в гости? Дай им характеристику».


Оставить комментарий

Чтоdы оставлять комментарии, вам необходимо войти.