Конспект НОД по развитие речи в старшей группе
«В гости на ферму»
Подготовила воспитатель: Агеенко В.А.
Образовательная область: познавательная, социально-коммуникативная.
Цель: развивать умение отражать результаты познания о домашних животных в речи, рассуждать.
Задачи:
1. Продолжать закреплять умения составлять рассказ, используя опорные картинки.
2. Развивать правильную, чёткую речь.
3. Воспитывать бережное отношение к животным.
Предварительная работа: Дидактические игры «Кто, где живёт? (домашние животные)», «Чей детёныш?», беседы о домашних животных, какую пользу они приносят человеку.
Словарная работа: Домашние животные, ферма, фермер, корова – телёнок, овца – ягнёнок, коза – козлёнок, кролик – крольчонок, свинья – поросёнок, собака – щенок, кошка – котёнок, гнедая, сторожевая, рогатый, хрюкает, ржёт, лает, мычит, блеет, конюшня, сарай, коровник, будка, свинарник, порода колли.
Демонстрационный материал: Макет «ферма», иллюстрация «На ферме».
Раздаточный материал: Карточки к игре «Чей детёныш?»
Оборудование: Дидактические игры «Чья тень?», «Чей детёныш?».
Ход НОД:
1.Мотивация.
Воспитатель обращает внимание детей на коробку.
— Ребята, давайте откроем коробку и посмотрим, что в ней.
В коробке — картинки от игры «Чья тень?» с домашними животными.
2. Основная часть.
Воспитатель:
— Ребята, отгадайте, чья это тень?
Дети:
— Петух, корова, кошка, собака, коза, свинья.
Воспитатель:
— Правильно. А как можно их назвать одним словом?
Дети:
— Домашние животные.
Воспитатель:
— Где живут домашние животные?
Дети:
— В деревне, в доме.
Воспитатель:
— Одни домашние животные могут жить в квартире вместе с нами, как например, собака, кошка. Другие домашние животные живут в деревне, на ферме и заботится о них фермер. Я предлагаю сегодня нам отправится в гости на ферму. На каком транспорте поедем?
Дети:
— На машине.
Воспитатель:
— Тогда заводим моторы и отправляемся в путь.
(Дети со звуками «БЖ» делают круг по группе и подъезжают к столу с макетом «ферма»)
Воспитатель:
— Вот мы и приехали на ферму. Нас встречает фермер. Здравствуйте.
Дети:
— Здравствуйте.
Воспитатель:
— Ребята, рассмотрите животных и скажите, какие они. Какая собака?
Дети:
— Пушистая, серая, лохматая, злая, сторожевая.
Воспитатель:
— Какая свинья?
Дети:
— Грязная, розовая, ленивая.
Воспитатель:
— Какой баран?
Дети:
— Кудрявый, рогатый, белый.
Воспитатель:
— Какой кролик?
Дети:
— Быстрый, пушистый, ласковый.
Воспитатель:
— Какая лошадь?
Дети:
— Быстрая, большая, гнедая, сильная, выносливая.
Воспитатель:
— Молодцы. Ребята, посмотрите на иллюстрацию (демонстрирует детям иллюстрацию «На ферме», приложение 2). Кто сможет рассказать, какую пользу приносят домашние животные человеку.
Воспитатель даёт возможность высказаться 2-3 детям. Предлагает другим детям дополнить рассказ. По необходимости сам уточняет.
Воспитатель:
— Вот видите, какую большую пользу приносит каждое животное человеку. А как же фермер заботиться о животных?
Дети:
— Кормит и поит их, убирает за ними, если заболеют – лечит.
Воспитатель:
— Ещё фермер каждому животному сделал свой домик. Посмотрите, где живёт собака?
Дети:
— В будке.
Воспитатель:
— Где живёт лошадь?
Дети:
— В конюшне.
Воспитатель:
— Где живёт свинья?
Дети:
— В свинарнике.
Воспитатель:
— Где живёт коза?
Дети:
— В сарае.
Воспитатель:
— Где живёт корова?
Дети:
— В коровнике.
Воспитатель:
— Молодцы. Вот и вечер наступает. Животные хотят кушать и подают голос своему хозяину – фермеру, чтобы он их поскорее покормил. Что будут делать собаки?
Дети:
— Лаять.
Воспитатель:
— Что будут делать свиньи?
Дети:
— Хрюкать.
Воспитатель:
— Что будут делать козы?
Дети:
— Блеять.
Воспитатель:
— Что будут делать коровы?
Дети:
— Мычать.
Воспитатель:
— Что будут делать лошади?
Дети:
— Ржать.
Воспитатель:
— Сейчас фермер всех животных будет в их дома загонять, кормить. Да вот беда, детёныши непослушные разбрелись по двору и фермеру тяжело их каждого к своей маме отправить. Поможем ему?
Дети:
— Да.
Дети делятся на две команды, одной команде раздаются карточки с животными, другой — детёнышами.
Воспитатель:
— Теперь по очереди дети с карточкой мамы зовут детёныша, например, корова зовёт «Где мой телёнок?», а ребёнок с карточкой телёнка подходит и отвечает «Мама – корова, я здесь твой телёнок».
Дети проигрывают игру, воспитатель по мере необходимости помогает.
Воспитатель:
— Молодцы, помогли фермеру. Пора нам обратно в детский сад отправляться. До свидания.
Дети:
— До свидания.
Воспитатель:
— Заводим моторы.
Дети делают круг по группе и садятся на стулья, поставленные полукругом.
Воспитатель:
— Ребята, понравилось вам на ферме?
Дети:
— Да.
Воспитатель:
— Тогда я предлагаю вам послушать скороговорки про домашних животных и научиться их говорить быстро и чётко.
— У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли, но щенок породы колли убежал от Поли в поле.
Дети проговаривают хором, подгруппами (мальчики, девочки), индивидуально.
3.Рефлексия.
— Ребята, вы были очень активными, мне очень понравились ваши ответы. Что нового вы узнали, что получилось вас больше всего? Что вызвало затруднение. Всем огромное спасибо за старание.