Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе «Чудеса в сказках Пушкина»
Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе «Чудеса в сказках Пушкина»
Воспитатель: Бульбас Н.П.
Музыкальный руководитель: Петрова М.Е.
Под весёлую музыку выбегают два скомороха.
1 скоморох: Здравствуйте, почтенные господа!
Мы приехали на ярмарку сюда.
На ваш товар поглядеть – себя показать!
Извините нас в том, что в наряде худом!
2 скоморох: Мы весёлые потешники, скоморохи – насмешники!
За медный пятак покажем всё эдак и так!
Довольны будете здорово, удовольствия – три короба!
Народ собирается, ярмарка открывается!
Под музыку выходят дети и лотошники.
Исполняется песня « Ярмарка»
1 лотошник. Собирайтесь веселей, дорогие зрители.
Ждём на ярмарку детей, ждём и их родителей!
Мы гуляем целый день, выбирать товар не лень.
Бусы и помада – девицам отрада.
2 лотошник: Кому пирожки? Подходите, кумушки!
С пылу, с жару, гривенник за пару!
Спешите и торопитесь,
Не бойтесь, не объедитесь!
3 лотошник: Кому яблоки продам, кому дёшево отдам.
Сливы! Груши! Ананас! Покупайте про запас!
4 лотошник: Булавки, иголки, стальные приколки,
За один пучок плати пятачок. ( показывает зеркальце)
Девицы – красавицы, в зеркальце взгляните,
Кто из вас милее, у него спросите.
1 скоморох: Нынче осени именины.
Нынче празднуем осенины.
А гостей – то у нас, гостей!
Прибыло со всех волостей!
Нашу осень мы прославляем,
С осенинами всех поздравляем.
Исполняется песня « Осенняя пора».
( после песни включается фонограмма дождя, дети с криком убегают на места )
Осень: Дождик нас всех напугал,
По домам нас разогнал.
Это дождик-озорник,
И скучать он не привык!
Исполняется песня « Весёлый зонт в горошек». (садятся)
2скоморох: Ну что, почтенная публика!
Не хотите ли бублика?
Может, хотите сказку?..
-Жили-были два карася… Вот и сказка вся!
А расскажу-ка я вам другую..
Сказка встречает нас у дверей,
Откроем волшебную дверь поскорей!
Ведущий: «Для вас, для вас одних…
В часы досугов золотых
Под шепот старины болтливой
Рукою верной Он писал
Примите ж, Вы, сей труд игривый…
А.С.Пушкин
Вед: — Кто это? (показывает портрет)
Дети: — Александр Сергеевич Пушкин
Ведущ: — Что Он написал?
Дети: — Сказки.
Воспитатель: А.С.Пушкин – русский поэт, сказочник.
Мы с вами прочитали несколько сказок. Все они разные. В них напевность, легкость, музыкальность.
— Вам понравились эти сказки?
Дети: — Да.
Воспитатель: — Сказки Пушкина – просто чудо!
Игра «Узнай сказку по обложке»
Воспитатель: — Посмотрите внимательно на книгу и назовите сказку.
Дети: — «Сказка о царе Салтане…»; «Сказка о попе и его работнике Балде»; «Сказка о золотом петушке»
Воспитатель: — И мы отправляемся в сказку.
Звучит музыка выходят дети читают отрывок стихотворения «У лукоморья дуб зелёный»
1 ребёнокУ лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
2 ребёнок.Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
3 ребёнокТам королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
4 ребёнокВ темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
5 ребёнокИ там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Воспитатель: — Ребята, а без чего не может быть сказка?
Дети: — Без чудес, волшебства
Воспитатель: — Правильно. У меня есть короб, а в коробе ничего нет, кроме разрезных картинок. Где же чудеса? Давайте поищем.
Игра «Чудеса спрятались в картинках»
(приглашаются к столу несколько детей собрать пазл к первой сказке)
Воспитатель: — Ребята справились с первой загадкой. Давайте теперь позовем сказку.
(Звучит музыкальная заставка в гостях у сказки)
Сценка из сказки «Сказка о царе Салтане…»
Участники: 3 девочки – девицы (в сарафанах, белых кофтах, с лентами на голове);
1 мальчик – царь Салтан (в короне и царской накидке)
Дополнительный материал: корона для царицы, скамейка.
Автор: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 сестра: «Кабы я была царица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
2 сестра: «Кабы я была царица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
3 сестра: «Кабы я была царица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Автор: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь: «Здравствуй, красная девица, —
Говорю я, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Автор:В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Артисты кланяются.
Проводится игра «Музыкальные чудеса»
Из оперы «Сказка о царе Салтане…» Н.А. Римского-Корсакова проводится слушание увертюры. Детям раздаются разные картинки: белка, богатыри, лебедь.
Воспитатель.: «Композитор нарисовал три чуда музыкальными звуками»
Музыка Римского – Корсакова «Белка»
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд:
Белку эту берегут.
Музыка Римского – Корсакова «Богатыри»
«Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой
Хлынет на берег пустой
Расплеснется в скором беге
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя 33 богатыря
И той страже нет надежней
Ни храбрее, ни прилежней …»
Музыка Римского – Корсакова «Лебедь»
«За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама- то величава
Выступает будто пава,
А как речь- то говорит
Словно реченька журчит»
Воспитатель: — А наши чудеса продолжаются и сейчас нам надо собрать пазл для второй сказки.
Игра «Чудеса спрятались в картинках»
(приглашаются к столу несколько детей собрать пазл ко 2 сказке)
Воспитатель: — Ребята справились со 2 загадкой. Давайте теперь позовем сказку
(Звучит музыкальная заставка в гостях у сказки)
Воспитатель объявляет название сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке»
Участники: девочка – золотая рыбка
девочка – старуха
мальчик – старик
Автор: Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Рыбка:«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Автор: Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
Старик:«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Автор:Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Старик:«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старуха:«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Автор:Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
Рыбка: «Чего тебе надобно, старче?»
Автор:Ей с поклоном старик отвечает:
Старик:«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Рыбка:«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Автор:Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
(Выступающие кланяются)
Из короба появляется рыбка – игрушка.
Воспитатель: — Чтобы вы попросили у этой сказочной рыбки? (ответы детей)
Воспитатель: — А наши чудеса продолжаются и сейчас нам надо собрать пазл для третьей сказки.
Игра «Чудеса спрятались в картинках»
(приглашаются к столу несколько детей собрать пазл к 3 сказке)
Воспитатель: — Ребята справились с 3 загадкой. Давайте теперь позовем сказку.
( Звучит музыкальная заставка в гостях у сказки)
Воспитатель: — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Участники: девочка – царица
девочка – зеркальце
7 мальчиков – богатырей
девочка – царевна
Автор: Была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно; (из короба воспитатель достает зеркальце)
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
Царица:«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Автор:И ей зеркальце в ответ:
Зеркальце:«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
Автор:И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Автор:Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
(Девочка – царевна встает, кружится – показывает свой наряд и уходит к декорациям) Звучит музыка.
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
Царица:«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Зеркальце:«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Автор:Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
Царица:«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».
Автор:Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
(Выступающие кланяются)
Перестановка декораций.
Воспитатель: «Лишь страницу поверну, снова в сказку попаду»
Автор:Час обеда приближался,
Топот по двору раздался: (Музыка топот копыт)
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
2 богатырь:Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
3 богатырь:Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
4 богатырь:Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
5 богатырь:Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
Автор:И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Царевна:Извините, дорогие,
Что к вам в гости я зашла,
Хоть звана и не была.
Автор:Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок.
(Выступающие кланяются)
Воспитатель: — Ребята!
В этот день мы любуемся осенью и благодарим наших гостей за то, что сегодня вместе с нами совершили сказочное путешествие по сказкам А.С.Пушкина.
Исполняется песня «Осень – раскрасавица»
Звучит музыка Грига «Утро»
Говорят все дети: «В сказке ложь да в ней намек, добрым молодцам урок»
Волшебный короб угощает всех конфетами «Сказки А.С.Пушкина»
Воспитатель.: «И надо лишь с благоговеньем
Чтоб дальше действовать и быть
Те отошедшие виденья
В душе и памяти хранить»