Итоговое занятие в конце года в подготовительной группе
с воспитанниками ФФН
«Путешествие в страну Знаний»
учитель-логопед: Т.И.Шумская
Презентация «Путешествие в страну знаний» подготовила учитель-логопед: Шумская Т.И.
Цель: подвести итоги коррекционной работы, подчеркнуть значимость логопедических занятий для речевого и общего развития ребенка.
Задачи:
• Образовательные:
— совершенствовать практические умения и навыки детей;
— закрепить навыки пользования исправленной речью, правильно произносить все звуки;
— закрепить умения на слух выделять гласные звуки из слов, определять количество слогов в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки
— усвоить правильное начертание букв и цифр;
-совершенствовать навыки пользования компьютером.
•Коррекционно-развивающие:
— развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление;
— развивать грамматический строй речи;
— развивать быстроту, сообразительность, ориентировку в пространстве, во времени;
•Воспитательные:
— воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;
— совершенствовать навыки коммуникативного общения;
— вызвать у родителей интерес и желание активно участвовать в коррекционной работе.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, авторские компьютерные тренажёры, 8 слайдов по сказкам, 8слайдов к игре «Четвёртый лишний», авторские тренажёры, «Паровозик», «Буквы», мяч, 2 обруча (синий и зелёный). Восемь игрушек, название 4 игрушек начинается с твёрдого согласного звука название 4 игрушек начинается с мягкого согласного звука, названия станций, эмблемы команд.
Организационный момент:
Подготовка атрибутов для занятия, для оформления зала.
Комплектование команд : по 4 ребёнка и 4 родителя в каждой команде.
Подготовка, эмблем, медалей, грамот.
Выбор и запись музыкального сопровождения, подготовить презентацию.
Консультация для родителей по звукослоговому анализу слов.
Логопед: Здравствуйте ребята ! Здравствуйте уважаемые родители! В течение года мы с вами многому научились: хорошо научились говорить, выговаривать все звуки, различать гласные и согласные звуки, дни недели, месяцы года. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Знаний и проверим готовы ли вы для страны Знаний? А путешествовать мы будем на паровозике.
На экране появляется весёлый паровоз. Звучит песенка паровозика из мульфильма «Паровозик из Ромашково».
Логопед: Во время путешествия вам придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и, конечно, вам надо взять с собой хорошее настроение и те знания, которые у вас есть.
Логопед: Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети. Да!
Логопед: Путешествовать будут две команды ребят: «Почемучки» и «Знайки» (по четыре человека в каждой команде) и их родители.
Оценивать задания будет жюри:
Старший воспитатель:
Пдагог-психолог:
Логопед: Прежде чем отправиться в путешествие подготовим наши язычки, чтобы они у нас были послушные, проведём артикуляционную гимнастику.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СКАЗКА «У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ»
Садитесь перед зеркалами, посмотрим на свои язычки. Слушайте и выполняйте упражнения.
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щеки).
С ними худые — лишь кожа да кости (втянули щеки не открывая рта).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)
Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)
Утром проснулись — в улыбочку губы (широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)
С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка).
Логопед: Итак, в путь!
Чтобы наш весёлый поезд тронулся нам нужно его завести, сказав волшебные слова:
«Мчится поезд, скрежеща,
Жа-ша-ча-ща Жа-ша-ча-ща!» дети повторяют
Логопед: Посмотрите, мы приближаемся к станции, которая называется (дети читают название станции)
1 станция «Отгадай–ка» — какая сказка?
Логопед: На экран ты посмотри
Какая сказка расскажи?
Детям предлагается посмотреть на экране эпизоды из сказок и вспомнить название сказки, повторы, или песенки из сказок, например: «Маша и медведь»
1.«Не садись на пенёк, не ешь пирожок.
Неси дедушке, неси бабушке» и т.д.
Каждой команде по 4 сказки
Для команды «Почемучки»:
«Маша и медведь», «Три поросёнка», «Репка», «Волк и семеро козлят»
Для команды «Знайки»:
«Три медведя», «Колобок», «Гуси лебеди», «Емеля»
Жюри оценивает правильность выполнения.
Задания родителям:
Я буду называть предметы, а вы вспоминайте сказки, в которых о них говорится.
А) Для команды родителей «Почемучек»:
Стрела. «Царевна-лягушка».
Туфелька. «Золушка».
Зеркало. «Сказка о мёртвой царевне … ».
Умывальник. «Мойдодыр».
Б) Для команды родителей «Знаек»:
Корыто. «Сказка о рыбаке и рыбкe»
Яичко. «Курочка Ряба»
Топор. «Каша из топора»
Короб. «Маша и медведь»
Жюри оценивает правильность ответов.
Логопед:
Опять несёт нас паровоз
Мы слышим звонкий стук колёс.
Проговорим волшебные слова:
«Мчится поезд, скрежеща,
Жа-ша-ча-ща
Жа-ша-ча-ща!»
Логопед. Мы приехали на вторую станцию
Вторая станция (дети читают) «Думай-ка»
«Думай, думай, рассуждай,
Лишний предмет называй!»
А) На экране появляются изображения 4 предметов, один из которых не подходит к остальным, каждому ребёнку своё задание.
Жюри оценивает правильность выполнения.
Б) Родителям «Почемучек»: назовите одним словом
Волга, Днепр, Ока, Енисей
Мальвина, Карлсон, Незнайка
День, ночь, утро, вечер
Весна, зима, осень, лето
Родителям «Знаек»:
Комар, бабочка, муха
Клюква, смородина, малина
Лодка, сеть, поплавок
Вена, Афины, Дели
Жюри оценивает правильность ответов.
В).Игра на авторском компьютерном тренажёре: «Помоги Зайке найти нужную картинку»
команда «Почемучек»: найди картинки, которые подходят к словам: «МОЙ», МОЯ»
команда «Знаек»: найди картинки, которые подходят к словам: «МОЁ» «МОИ»
Дети садятся за компьютер и выбирают картинки. При правильном выполнении задания — одно звуковое сопровождение и анимация, при неправильном выполнении — другое звуковое сопровождение и картинка переворачивается (ребёнок видит ошибку). Кликнув мышкой по стрелкам в нижнем левом углу, осуществляется переход к другому заданию.
Жюри оценивает правильность выполнения.
Логопед: Чтобы преодолеть дальнейший путь нужно подготовиться. Для этого мы проведем ритмическую разминку (дети выполняют движения по тексту песни)
«Утята», музыка Г.Федоровой.
Скачет лягушонок, под музыку дети выполняют характерные движения
Ква-ква-ква
Плавает утёнок
Кря-кря-кря
Прыгает козлёнок-
Ме-ме-ме
А за ним ягнёнок –
Бе-бе-бе
А за ним ребята –
Раз, два, три, хлопают в ладоши на каждое слово
Весело шагают,
По-смо-три! хлопают в ладоши на каждый слог
Логопед:
Опять несёт нас паровоз
Мы слышим звонкий стук колёс. Проговорим волшебные слова:
«Мчится поезд, скрежеща,
Жа-ша-ча-ща
Жа-ша-ча-ща!»
Третья станция «Словознай-ка»
Логопед: Здесь живут словознайки.
1.Игра «Дни недели»
«Мяч лови и мяч бросай,
Дни недели называй»
Логопед бросает мяч детям по очереди и задаёт вопросы:
1 команда «Почемучки»
Назови: 2-ой день недели, 5 день недели, 1 день недели, 6 день недели, 4 день недели, 3 день недели, 7 день недели;
2 команда «Знайки»
Если сегодня вторник, то какой день будет завтра? а послезавтра?
Если сегодня понедельник, то какой день был вчера, а позавчера?
Жюри оценивает правильность выполнения.
2. Игра «Скажи наоборот» с перебрасыванием мяча.
«Мяч лови и мяч бросай,
Слова наоборот ты называй»
«Почемучки»:
Молодой — старый
Сильный — слабый
Тяжёлый — лёгкий
Толстый — худой
«Знайки»:
Умный — глупый
Весёлый — грустный
Высокий — низкий
Добрый — злой
Жюри оценивает правильность выполнения.
Весёлая разминка « Есть у нас игра такая» дети сопровождают речь движением.
Вот у нас игра какая:
Хлоп ладошка, хлоп — другая Хлопки в ладоши.
Правой левую ладошку
Мы пошлепаем немножко. Шлепки по левой руке.
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай. Шлепки по правой руке.
А потом, потом, потом
Даже щечки мы побьем. Легкое похлопывание по щекам
Вверх ладошки!
Хлоп, хлоп, хлоп! Хлопки над головой.
По коленкам — шлеп,
шлеп, шлеп Хлопки по коленям
По плечам теперь похлопай Шлепки по плечам.
По бокам себя пошлепай. Шлепки по бокам.
Можем хлопнуть за спиной
Хлопаем перед собой! Шлепки за спиной и перед грудью.
Справа — можем,
слева — можем!
И крест- накрест руки сложим! Поколачивание по груди.
И погладим мы себя,
Вот какая красота! Поглаживание по рукам, груди, бокам.
Логопед:
Опять несёт нас паровоз
Мы слышим звонкий стук колёс. Проговорим волшебные слова:
«Мчится поезд, скрежеща,
Жа-ша-ча-ща
Жа-ша-ча-ща!»
Четвёртая станция (дети читают) «Звукознай-ка»
Логопед:
Чтобы попасть на эту станцию вы должны превратиться в звукознаек. Звукознайки должны знать все звуки. Какие звуки вы знаете?
Дети. Гласные и согласные.
Логопед. Что это за звуки – гласные? Почему они так называются? Ответы детей.
Логопед. Что это за звуки согласные? Почему они так называются? Ответы детей.
1. Игра «Верни мне гласный»
Логопед . «Мяч лови и мяч бросай,
Какой гласный отгадай?»
Логопед называет слова, а дети называют гласные звуки:
Команда«Почемучки»: мак, дым, Нина, сынок
Команда «Знайки»: шкаф, Мила, стул, соки,
Ответы детей. Жюри оценивает правильность ответов.
Логопед. Какое мы знаем с вами правило о гласных звуках?
Дети. Сколько в слове гласных столько и слогов.
2. Логопед. А теперь каждый из вас назовёт 2-ой слог своего имени.
Дети по очереди называют.
Жюри оценивает правильность ответов.
3. Задание родителям: назовите третий слог в словах. Логопед бросает мяч, называя слово, родители возвращают мяч называя указанный слог.
Родители «Почемучки»: сорока, Буратино, старушка, велосипед
Родители «Знайки»: учительница, воробей, мельница, дедушка
Жюри оценивает правильность ответов.
4. Игра «Найди игрушкам свой домик»
Закрепить умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки в словах
Развивать внимание, быстроту, сообразительность, ориентировку в пространстве.
Дети легко бегают по залу под веселую музыку. После остановки музыки воспитанники берут игрушки и несут в свои домики. «Почемучки»- в свой синий обруч — собирают предметы, названия которых начинаются на твёрдый звук, «Знайки» — в свой зелёный обруч- собирают предметы, названия которых начинаются на мягкий согласный звук.
Проверка выполнения. Жюри оценивает правильность выполнения
Логопед:
Опять несёт нас паровоз
Мы слышим звонкий стук колёс. Проговорим волшебные слова:
«Мчится поезд, скрежеща,
Жа-ша-ча-ща Жа-ша-ча-ща!»
Пятая станция. «Буквознай-ка», «Цифрознай-ка»
Логопед: Ребята, вы знаете буквы?
Дети: Да.
Логопед: Вот давайте проверим, как вы знаете буквы.
Песня «Буквы гласные и согласные» с показом букв на экране(вместе с логопедом дети поют)
Буквы гласные –красные, долгие гласные,
Нужно их пропевать.
А согласные сине-зелёные
Нужно коротко повторять.
Гласная А, гласная Е,
Гласная Ё, гласная И,
Гласная Ы, гласная Э,
Гласная Ю, гласная Я
Гласные мы спели, друзья.
Дальше поём каждую согласную.
Поём мы: Б В Г, Д Ж З, Й К Л, М Н П,
Р С Т, Ф Х Ц, Ч Ш Щ.
И снова: Б В Г, Д Ж З, Й К Л, М Н П,
Р С Т, Ф Х Ц, Ч Ш Щ.
Игры : «Узнай букву» «Узнай цифру» работа на логотренажёре.
Команда «Почемучки»- «Зеркальные цифры» — выбирают только правильно написанные цифры.
Команда «Знайки»- «Зеркальные буквы» — выбирают только правильно написанные буквы
Дети садятся за компьютер и выполняют задания.
Выбор осуществляется, кликнув мышкой на выбранную букву, цифру. Если ребёнок правильно выбрал букву, буква окрашивается в зелёный цвет, если нет – звуковой сигнал предупреждает об ошибке, буква, цифра окрашивается в розовый цвет и т. д. В конце работы ребёнок самостоятельно, по неправильно окрашенным буквам, может определить правильность выполнения.
Жюри оценивает правильность выполнения
Логопед. Сейчас наше жюри объявит итоги. Слово жюри. Награждение.
Уважаемые взрослые и ребята наше путешествие закончилось. Вы прекрасно справились с заданиями на всех станциях, и все мы видим, что вы и ваши родители готовы к долгому путешествию по стране Знаний.
Звучит песня «Вместе весело шагать» дети выходят из зала.
Литература к занятию
1.Зуева Л Н. Костылёва Н.Ю «Логопедия для дошкольников»М.2001
2.Лазарев М.Л. «Здравствуй» Книга песен «Гласные- согласные» развивающее учебное пособие часть 4. М.2007г
3.Крупенчук О.И. Уроки логопеда Издательский Дом «Литера»2008
4.Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. М.; Владимир, 2009
5.Рузина М.С. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. СПб., 2000
6. Картинки сканированы из развивающей игры для детей 5-7 лет.«Четвёртый лишний», лото для детей 5-7 лет «Читаем сами» Гаврина С.Е.; попугай Кеша, Зайка сканированы из книги Скворцова И.В. «100 логопедических игр»М. 2003
7.Авторские компьютерные тренажёры.
Для жюри:
за каждый правильный ответ — 1 балл.
Станции | Команда «Почемучки» | Команда «Знайки» | ||
Дети | Родители | Дети | Родители | |
1. УГАДАЙ-КА СКАЗКУ | ||||
Итог: | ||||
2.ДУМАЙ-КА |
«Четвёртый лишний»
«Назови одним словом»
«Помоги Зайке» Итог: 3.СЛОВОЗНАЙ-КА
Дни недели
Наоборот Итог: 4.ЗВУКОЗНАЙ-КА
Игры с мячом:«Верни гласный»
«Назови 2 слог имени»
«Назовите третий слог в словах»
«Найди игрушкам домик»
Итог: 5. БУКВОЗНАЙ-КА,
ЦИФРОЗНАЙ-КА
«Узнай букву, цифру» Итог: Общий итог: