«ТРАДИЦИИ КУБАНИ»
Интеграктивная игра для воспитателей
«ТРАДИЦИИ КУБАНИ»
Подготовили и провели:
Воспитатели А.Ф. Ващенко, Р.Н.Булат
Цель: способствовать творческой активности педагогов и повышению профессионального мастерства. Активизировать и систематизировать знания о традициях и жизни на Кубани.
Зал оформлен в стиле кубанского подворья, изгородь, стол с атрибутами кубанского быта.
ХОД:
Сценка из жизни кубанских казаков.
В зале появляются две кубанские казачки и на фоне музыкального сопровождения(топот копыт) начинают вести диалог:
— Любка, Любка, смотри, какой гарный казачок скачет!
— Ой, Рай, не мешай. Работы много.
— Люб, а Люб, смотри, какие глазки и чубчик-то какой кучерявенький.
— Рая, не гоже тебе на парней засматриваться, а то батько лозыной отхлестает…
— Давай, лучше, бери грабли, да помогай…
Ведущий 1.День добрый, честной народ! Позади трудовой день: и сено скосили, и стога сметали. И по ягоды да по грибы в лес ходили, и рыбы успели наловить. «Кончил дело – гуляй смело!» И когда солнышко клонится к закату, приходят за околицу красны девицы и добры молодцы, хороводы поводить, частушки да песни попеть, себя показать, да на других посмотреть, семечки пощелкать, да добрым словом перемолвится.
Звучит кубанская народная песня «Распрягайте, хлопцы, коней» в исполнении Государственного казачьего хора.
Ведущий 2. В старину долгими зимними вечерами на нашей кубанской земле собирались люди в большом доме — казачьем курене на посиделки: шили, вышивали, рассказывали сказки, танцевали и играли в игры. Так веселее было работать, и быстрее проходили вечера. И мы тоже устроим посиделки.
Когда- то, очень давно из разных концов земли приехалисюда гордые,непокорные люди, которым плохо жилось на родине и которые очень ценили свободу. Места им очень понравились, простор был большой. Власти над ними никакой не было. Поэтому их и прозвали казаками – это значит «вольные люди». На войне всеми командовал атаман, а в мирное время – круг (общее собрание казаков). Шло время. Стали казакиверно служить царю русскому.
— А как вы думаете, какую службу они выполняли? (воевали, открывали новые земли, стерегли границы).
А были эти люди удалые, смелые, храбрые, веселые. И расселились казаки по всей России. Их так и называли: запорожские казаки, донские, терские, забайкальские, кубанские.
Ведущий 1.Казак не мог считать себя казаком, если не знал и не соблюдал обычаи итрадиции своего народа. Родители с раннего детства учили детей: Не убивай, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи честью, помогай бедным, не обижай сирот, защищай от врагов Отечество, но, прежде всего, крепи веру православную. И добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя, мы – казаки!
Казаки всегда придерживались десяти заповедей церковных и ходили в церковь.
Уважение старшего, одно из главных обычаев казаков. Обычай уважения и почитания старшего по возрастуобязует младшего проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи.
Празднование торжеств разного рода имели свои нюансы и правила: на свадьбе могли присутствовать только женатые и замужние пары, играли свадьбы исключительно осенью или зимой. Выбором суженого для дочери или невесты для сына занимались родители. Интересно проходило празднование Нового Года. В ночь с 31 декабря на 1 января жгли костры, гадали, устраивали различного рода ритуалы, ходили по домам с колядками и щедровками. Накануне Крещения народ посещал церковь, и домой обязательно возвращались со святой водой. Все, что оставалось на столе после празднования, а также солому и сено отдавалось и подкладывалось скотине и птице, чтобы в доме был достаток в новом году. Весной на Кубани праздновали Масленицу, в домах готовилась обрядовая пища, состоявшая из блинов и вареников. Последнее воскресенье перед постом считался днем «всеобщего прощения».
Ведущий 2: Устная разговорная кубанская речь — ценный и интересный элемент народной традиционной культуры.
Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов — русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.
Словарь фразеологизмов говоров Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических единиц. Я хочу предложить несколько фраз на кубанском языке, что бы вы перевели их на русский язык: бай дуже ( всё равно),спит и курей бачит (чутко спит), бисова нивира ( ничему не верящий), бить байдыки ( бездельничать).Они отражают национальную специфику языка, его самобытность.
Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)
Ведущий 1: (читает стихотворение):
С чего начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых…
И каждый из нас должен дорожить и беречь свою историю и передать эту гордость и любовь своим детям. (Гимн Кубани)
— С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
А теперь я задам вам вопросы, которые относятся к нашему Краснодарскому краю.
— У какого хвойного дерева иголки расположены попарно? ( Сосна);
— У какого дерева даже в самый жаркий день кора остаётся прохладной? ( Берёза);
— Из какого хвойного дерева делают различные части музыкальных инструментов, особенно скрипок? ( Ель);
— Назовите животное, занесённое в Красную книгу. Оно самое большое в Кавказском заповеднике? ( Зубр);
— В какое море впадает река Кубань? ( в Азовское).
Ведущий 2: С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…
— Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. Воспитателям предлагается поиграть в народную подвижную игру:
«Поясок». (Элемент народного костюма).
Трём игрокам раздают по ленточке.
Задание: Пока играет музыка, участникам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: один игрок держит за края ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди(начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
Следующая игра « Клубочек»
Задание: Кто быстрее намотает клубочек.
Ведущий 1: Подвижная игра « Тополёк»
Правила игры: В игре участвуют: ведущий – «тополёк», игроки – «пушинки», 4 игрока – «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.
Слова ведущего:На Кубань пришла весна, распушила тополя!
Тополиный пух кружится, но на землю не ложится.
Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!
После этих слов прилетают «ветры» и уносят ( т.е ловят) «пушинки».
«Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные «пушинки» становятся к «ветрам». Выигрывают те, кто остался возле «тополя».
Игра « Подсолнухи»
Правила игры: Игроки — подсолнухи стоят в несколько рядов. Один – земледелец,он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде«Солнце!» земледелец уходит (отворачивается от игроков-подсолнухов), подсолнухи меняются местами. Потом ведущий читает стихотворение, по окончании слов, земледелец поворачивается и называет тех, кто поменялся местами и показать, кто как стоял.
Читает ведущий: Солнце светит, дождь идёт,
Семечко растёт, растёт.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелёк.
Небосвод весь обегая,
Солнце светит, не моргая.
Земледелец, не зевай,
Перемены отгадай!
Ведущий 2: С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок….С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Предлагаем участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждый участник выбирает слова на карточках с одинаковым цветом.
Игра: «Скажи иначе пословицу»
— Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
Ведущий 1. В старину на Кубани считалось: « Кто найдёт подкову, тому она и счастье принесёт…»
Игра «Подкова». (Участники встают в круг и передают подкову под музыку, на ком музыка остановится, тому и достанется подкова, что бы загадать желание.)
Ведущий 1: Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, лелеет её, кто хранит яркие её страницы истории и передаёт всё это из поколения в поколение.
Ты цвети моя Кубань,
Становись всё краше,
Не уронит честь казачью
Поколенье наше.
— Настоящий казак должен посадить дерево, построить дом, родить и воспитать сына. На Кубани в каждом дворе росли вишни. Из них пекли пироги, варили вареники. У нас тоже есть вишня. И если вы узнали что – то новое для себя, вам понравились наши посиделки, повесьте на наше дерево зелёную ленточку. Ну, а если, вам было скучно, повесьте красную ленточку.
— Ну, что, вот и солнце село, пора расходится по домам, закончились наши посиделки, пора и честь знать!
В конце, ведущие-казачки, угощают участников кубанскими варениками и напитком из сухофруктов «узваром».