«Путешествие к замку Снежной Королевы»
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи с применением
театрализованных игр и ИКТ:
«Путешествие к замку Снежной Королевы»
для детей логопедической группы
Подготовила и провела:
учитель-логопед Т.И. Шумская.
Цели:
Взаимосвязь единой анализаторской системы с координацией движений как средство оказания действенной помощи в устранении недостатков в речевой системе детей;
Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
Увеличение объема памяти.
Презентация к занятию «Путешествие к замку Снежной Королевы»
Задачи | |
Воспитательные | Формировать коммуникативные навыки;
Воспитывать внимательное отношение к речи товарища; Создать положительный эмоциональный настрой и атмосферу волшебной сказки |
Образовательные | Расширять активный словарь;
Развивать грамматически правильную речь; Развивать речетворчество; Активизировать знания детей по лексической теме «Цветы» Закрепить знание произведения Г.Х.Андерсена «Снежная Королева» |
Коррекционные | Формировать умение слышать речевой ритм
Развивать просодические компоненты речи (дыхание, голос, темп); Обучать навыкам интонационной выразительности речи; Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение, снятие мышечных зажимов |
Развивающие | Развивать слуховое и зрительное восприятие;
Развивать зрительно-моторные координации; Формировать двигательные навыки; Развивать воображение и ассоциативно-образное мышление; Развивать координацию движений; |
Актуальность
- Основополагающий принцип проведения НОД – взаимосвязь речи, музыки и движения. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторской системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия компенсируются с помощью музыкального восприятия.
- Коррекционные задачи решаются в игровой форме, а повторение изученного материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и творческих навыков.
- Режиссура НОД организует смену видов деятельности, не разрушая целостности поставленной цели: игровое построение НОД создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и логопеда, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
- Использование мультимедийных средств помогает дошкольникам перейти от образов-представлений к образам-понятиям, что очень важно для последующих этапов обучения
Планируемые результаты
1. Формирование умений и навыков у детей (фонематический слух, активный словарь, речевое дыхание, ритм, координация движений и мелкой моторики);
2. Совершенствование навыков рифмования;
3. Умение импровизировать в зависимости от звучащей музыки;
4. Усвоение содержания литературного произведения;
5. Развитие эмоциональной сферы и коммуникативных способностей (мимики, умения действовать сообща, взаимопомощь).
Предварительная работа
- Знакомство с произведением Г.Х.Андерсена «Снежная Королева»;
- Ознакомление с лексической темой «Цветы»;
- Инсценирование диалогов из знакомых сказок;
- Заучивание попевок, скороговорок, чистоговорок;
- Проведение отдельных логоритмических упражнений в режимные моменты, как части НОД;
- Проведение социоигр «Эхо», «Воробьи и вороны», «Зеркало», хороводов «Заря-заряница», «Яша»;
- Импровизация танцевальных движений под музыку;
- Творческие упражнения на изображение и имитацию движений: животных, игрушек, посуды, людей.
Работа с родителями: Рифмование одно- и двусложных слов;
Материалы:
- «осколок зеркала», записка.
- карточки-билеты с изображением цветов и цифр на каждого ребенка;
- «волшебная клумба»;
- изображения разных цветов (для рифмования);
- атрибуты костюма «ветерок»;
- кукла-снеговик, кукла «хозяйка сада»;
- костюм «кошки»;
- костюм Кая;
- заштрихованные простым карандашом листы бумаги;
- «солнышки» по количеству детей;
- Волшебный сундучок
Технические средства:
- проектор, экран, ноутбук, магнитофон;
- видеозапись фрагмента из м/ф «Снежная Королева»;
- фрагменты иллюстраций из сказки «Снежная Королева»;
- видеоклип «Снежная сказка»;
- аудиозапись: шум ветра; шум разбившегося стекла;
- запись музыки: «Вальс цветов» П.И.Чайковского;
- запись музыки «Веселый паровозик»;
- запись звуков «Дед Мороз»;
- запись звуков «Чудеса»;
- запись голоса Снежной Королевы.
Форма проведения НОД: фронтальная.
Мотивация: желание помочь Герде спасти Кая
Оргмомент -интрига: осколок зеркала с запиской от Герды
Сюрпризность: в конце НОД происходит превращение снеговика в мальчика
Рефлексия:
Самооценка, оценка коллектива; переход к следующей НОД по изодеятельности.
Структура занятия
I Вводная часть
1.Организационно-мотивационный момент
II. Основная часть
1. Дидактическая игра «Назови картинку с числом 9» (согласование числительного и существительного во мн.числе);
2. Скороговорка (упражнение на просодику);
3. Массаж спины «Рельсы-рельсы» М. Лазарев;
4. Дидактическая игра «Что происходит с цветком, когда он растет» (глаголы действия);
5. Рифмование слов;
6. Дидактическая игра «Волшебная клумба» (закрепление основных цветов);
7. Упражнение для развития речевого дыхания «Аромат цветов»;
7. Ритмопластика «Цветок растет»;
8. Упражнения по кинезиологии;
9. Дидактическая игра «Добрые слова» (подбор прилагательных);
10. Психогимнастика «Лучик».
III. Заключительная часть.
Индивидуальная работа: Упражнять в названии существительных с числительным. Расширять активный словарь прилагательными. Упражнять в составлении предложений, рифмовании.
Ход занятия.
I.Вводная часть.
Организационно-мотивационный момент.
Логопед- Посмотрите ребята, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем!
( Дети здороваются).
Ребята, а вы любите сказки? Так вот прямо сейчас сказка и начинается…
Гаснет свет. Включается фрагмент из фильма «Снежная королева», где осколки разлетаются по свету.
Звучит шум зимнего ветра:
Логопед — Ребята, посмотрите, что произошло с разбитым зеркалом троллей? Кусочки зеркала разлетелись по всему свету! (стук, как будто по стеклу и в группу «влетает» осколочек зеркала- письма).
Логопед читает:
«Здравствуйте, ребята! Снежная Королева заколдовала моего друга Кая, превратила его в снеговика с ледяным сердцем. Помогите его расколдовать. Герда».
Логопед — Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Герде расколдовать Кая?
Дети — Да, сможем.
Логопед — Чтобы расколдовать Кая, нам нужно решить много проблем, пройти по разным дорогам, разгадать много загадок и главное условие: нужно четко произносить слова и звуки, иначе все наши волшебные заклинания нам не помогут!
Логопед — Для того, чтобы скорее расколдовать Кая, мы должны отправиться в сказочную страну. На чем же нам туда добраться?
Дети называют разные виды транспорта.
II.Основная часть
Логопед — Молодцы! Вы много знаете видов транспорта.
Я предлагаю вам поехать на необычном поезде.
А билетом в сказочную страну будет цветочная карточка. Возьмите билеты-карточки и назовите свои цветы с числом, указанным на карточке: две розы, пять колокольчиков, семь астр и т. д. Кто выполнит, проходит на перрон. (Дети выполняют)
Логопед — замечательно! Все справились с заданием!
Занимайте свои места.
Наш необычный поезд отправляется. (Дети встают друг за другом — «поезд»)
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. (отхлопывание ритма шепотом, обычно, громко).
А чтобы нам веселее было ехать, мы будем делать волшебную гимнастику (дети встают в колонну)
массаж спины движениями рук с легким нажимом, под музыку.
Массаж спины «Рельсы – рельсы» (М.Л.Лазарев).
1.Рельсы- рельсы, кух-кух (продольные движения руками)
2.Шпалы-шпалы, тук-тук (поперечные движения руками).
3. Едет поезд, чух, чух (вращательные движения кулачками).
4.Запоздалый, пух- пух (вверх-вниз скользят кисти рук).
5. Из распахнутых окошек (похлопывание ладонями).
6. Кто- то высыпал горошек (постукивание кончиками пальцев)
7. Бух-бух, бух-бух (поглаживающие движения и потряхивание кистями рук).
Логопед — Ребята, как быстро мы доехали до сказочной страны! И сами стали похожи на сказочных героев: видите какие у нас прямые и крепкие спины!
Логопед — А сколько красивых цветов вокруг! Посмотрите!
Включается фрагмент мультфильма «волшебный сад и хозяйка-колдунья».
В это время на ширме появляется кукла «Хозяйка сада» (воспитатель)
Хозяйка: Здравствуйте ребята! Я хозяйка волшебного сада, знаю, что привело вас сюда. Вы ищете своего друга Кая? Не так ли?
Дети — Да!
Хозяйка: Вы знаете, мне очень скучно жить одной, а вот если вы со мной поговорите, я вам помогу!
Логопед: Давайте сделаем большой круг и расскажем Хозяйке волшебного цветочного сада «Что происходит с цветком, когда он растет?»
В игре четко называем действия, которые происходят с цветами и подаем руку другу. Я начинаю: цветок благоухает, ( ребенок): цветок растет. Какие еще действия происходят с растением? (появляются листочки, пьет, дышит, поднимается, живет, купается в лучах солнца, греется, дает радость, пахнет)
Правильно, вы назвали много действий, которые происходят с цветами!
Хозяйка: Молодцы порадовали меня, но я устала и, пожалуй, пойду спать (зевает). Я не помню, что я хотела сделать: помочь вам или навредить? У меня вот тут волшебная клумба. Раз в сто лет она цветет. А когда это произойдет, можно будет загадывать любые желания. А зацветет она тогда, когда вы возьмете любой цветок и придумаете к его названию рифму, например «Это фиалка, сорву — не жалко». Затем посадите цветок на сектор по цвету. Красный пион на красный сектор. Если ошибетесь, Кай будет вечным снеговиком! Ха-ха-ха! (Исчезает)
Логопед: Давайте сядем на травку и подумаем над заданием колдуньи.
Дети садятся на ковер, составляют предложения о цветах, кладут цветок на соответствующий по цвету сектор.
Логопед — Ребята! Какая чудесная клумба у нас получилась! Мы выполнили задание хозяйки сада.
Но что это? Они зацвели! Наши цветы стали пахнуть.(«Аромат цветов». Дети вдыхают через нос и выдыхают через рот, помогая рукой).
Мы и сами начинаем превращаться в цветы:
Звучит музыка «Вальс цветов» П.И. Чайковского)
Музыкально-пластическая импровизация «Цветок растет»:
Раз-два-три, выросли цветы,
К солнцу потянулись высоко.
Стало им приятно и легко
Ветерочек пролетал, Стебелечки покачал.
Влево качнулись, Низко пригнулись, Вправо качнулись, Низко пригнулись,
Ветерок убегай! Ты цветочки не сломай! Пусть они цветут, растут, Детям радость принесут. |
Дети присели и имитируют
Не раскрывшие бутоны цветов;
Дети медленно приподнимаются и раскрывают ладони с растопыренными пальцами, имитируя цветы; Тянутся на носочках, смотрят вверх; Ребенок- ветер пролетает среди детей;
Наклоны в стороны и вперед;
Ветерок убегает; Дети грозят пальчиком.
|
Логопед: А теперь, я вам открою секрет! Я слышала этот секрет от бабушки Кая и Герды!
Растопить лед в сердце Кая помогут волшебные живые цветы. Посмотрите, Кай сейчас собирает холодные цветы из ледяных фигур
(фрагмент фильма «в ледяном дворце)
Логопед: А мы с вами стали живыми, настоящими цветами, а цветы напомнят Каю о Герде! Он вспомнит ее! Теперь мы сможем растопить лед в сердце Кая, он увидит нас и вспомнит о Герде!
Логопед: Отправляемся в путь.
Кругом лежит глубокий снег, и нам, чтобы не провалиться в сугробы, надо поднимать ноги и руки вот так (показ перекрестных движений впереди, затем сзади). Царство Снежной Королевы все ближе, холодно! Погреем носы и уши (упражнение перекрестное)
Клип на песню «Зимняя сказка». Авторы: А.Пинегин, А. Усачёв.
Логопед: А кто это идет к нам навстречу? (Киска). Она, наверно, идет из дворца Снежной Королевы?
Этюд: «В гостях у королевы»:
— Где ты была сегодня, киска?
— У королевы, у английской!
— Что ты видала при дворе?
— Видала…мышку на ковре.
Логопед: Понятно! Ну, а мы, ребята, очутились уже в царстве Снежной королевы (фрагмент )
А вот и Кай! (Снеговик). Его Снежная Королева превратила в снеговика!
Кай! Мы принесли тебе горячий приветы от всех земных цветов, они согреют тебя и напомнят тебе о лете и о Герде! Музыка («Дед Мороз»). Голос Снежной Королевы в записи:
— Он никогда не увидит Герду, если вы не выполните мое задание!
Назовите добрые, ласковые слова, адресованные Каю.
Логопед: Ребята, надо взять снеговика в свои теплые руки и говорить ему нежные ласковые слова, какие говорит вам мама. (Дети передают из рук в руки снеговика и говорят ему ласковые слова — подбор прилагательных)
Голос в записи: Вы справились с моим заданием, я покидаю вас. Тепло любви всегда победит холодную зиму! Вы победили меня!
Музыка «Чудеса». Гаснет свет, вместо снеговика стоит мальчик Кай (ребенок)
Кай : Спасибо ребята, вы меня спасли. Я очень рад! На память я вам подарю волшебные листочки, на которых вы сможете нарисовать белые ледяные цветы.
Логопед:— Ребята! Давайте прощаться с Каем, теперь он вернется к Герде! Прощай, Кай! Будь счастлив!
Логопед: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Наши добрые горячие сердца помогли Каю выбраться из плена Снежной Королевы! 1-2-3-повернись и в саду окажись.
(свет гаснет) Ну вот, мы опять ребята! Закончилось наше сказочное путешествие.
Рефлексия
Логопед:: У меня есть «волшебный сундучок»
Детям демонстрируется сундучок с ленточками. Воспитатель спрашивает, кто запомнил, в какой сказке мы были? («Снежная Королева»)
Кто ее написал? (Ганс-Христиан Андерсен)
Помогли ли мы Герде расколдовать Кая?
А теперь: внимание! Тот, кто, считает, что отлично справились с заданием, возьмите зеленую ленточку, а кто считает, что не очень хорошо – возьмите желтую ленту.
А что нам помогло расколдовать Кая? (цветы).
Сейчас вы пойдете и нарисуете белые ледяные цветы в память о нашем путешествии.
Переход к следующему виду деятельности – рисованию ластиком цветов на заштрихованных листочках.