Вы просматриваете: Главная > Методическая копилка > «Путешествие к замку Снежной Королевы»

«Путешествие к замку Снежной Королевы»

Непосредственно-образовательная деятельность  по развитию речи с применением

театрализованных игр и ИКТ:

«Путешествие к замку Снежной Королевы»

                                   для детей  логопедической  группы

Подготовила и провела:

учитель-логопед   Т.И. Шумская.

Цели:

Взаимосвязь единой анализаторской системы с координацией движений как средство оказания действенной помощи в устранении недостатков в речевой системе детей;

Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;

Увеличение объема памяти.

Презентация к занятию  «Путешествие к замку Снежной Королевы»

 

Задачи  
Воспитательные Формировать коммуникативные навыки;

Воспитывать внимательное отношение к речи товарища;

Создать положительный эмоциональный настрой и атмосферу волшебной сказки

Образовательные Расширять активный словарь;

Развивать  грамматически правильную  речь;

Развивать речетворчество;

Активизировать  знания детей  по лексической теме «Цветы»

Закрепить знание произведения  Г.Х.Андерсена «Снежная Королева»

Коррекционные Формировать умение слышать речевой ритм

Развивать просодические компоненты  речи (дыхание, голос, темп);

Обучать навыкам интонационной   выразительности речи;

Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение, снятие мышечных зажимов

Развивающие Развивать слуховое и зрительное  восприятие;

Развивать зрительно-моторные координации;

Формировать двигательные навыки;

Развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;

Развивать координацию движений;

 

Актуальность

  • Основополагающий принцип проведения НОД – взаимосвязь речи, музыки и движения. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторской системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия компенсируются с помощью музыкального восприятия.
  • Коррекционные задачи решаются в игровой форме, а повторение изученного материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и творческих навыков.
  • Режиссура НОД организует смену видов деятельности, не разрушая целостности поставленной цели: игровое построение НОД создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и логопеда, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
  • Использование мультимедийных средств помогает дошкольникам перейти от образов-представлений к образам-понятиям, что очень важно для последующих этапов обучения

Планируемые результаты

1. Формирование умений и навыков у детей (фонематический слух, активный словарь, речевое дыхание, ритм, координация движений и мелкой моторики);

2. Совершенствование навыков рифмования;

3. Умение импровизировать в зависимости от звучащей музыки;

4. Усвоение содержания литературного произведения;

5. Развитие  эмоциональной сферы и коммуникативных способностей (мимики, умения действовать сообща, взаимопомощь).

Предварительная работа

  • Знакомство с произведением Г.Х.Андерсена  «Снежная Королева»;
  • Ознакомление с лексической темой «Цветы»;
  • Инсценирование диалогов из знакомых сказок;
  • Заучивание попевок, скороговорок, чистоговорок;
  • Проведение отдельных логоритмических упражнений в режимные моменты, как части НОД;
  • Проведение социоигр «Эхо», «Воробьи и вороны», «Зеркало», хороводов «Заря-заряница», «Яша»;
  • Импровизация танцевальных движений под музыку;
  • Творческие упражнения на изображение и  имитацию движений: животных,  игрушек, посуды, людей.

 

Работа с родителями: Рифмование  одно- и двусложных слов;

 

Материалы:

  • «осколок зеркала», записка.
  • карточки-билеты с изображением цветов и цифр на каждого ребенка;
  •  «волшебная клумба»;
  • изображения разных цветов  (для рифмования);
  • атрибуты костюма «ветерок»;
  • кукла-снеговик, кукла «хозяйка сада»;
  • костюм «кошки»;
  • костюм Кая;
  • заштрихованные простым карандашом листы бумаги;
  • «солнышки» по количеству детей;
  • Волшебный сундучок

 

 

Технические средства:

  • проектор, экран, ноутбук, магнитофон;
  • видеозапись фрагмента из м/ф «Снежная Королева»;
  • фрагменты иллюстраций из сказки «Снежная Королева»;
  • видеоклип «Снежная сказка»;
  • аудиозапись: шум ветра; шум разбившегося стекла;
  • запись музыки: «Вальс цветов» П.И.Чайковского;
  • запись музыки «Веселый паровозик»;
  • запись звуков  «Дед Мороз»;
  • запись звуков «Чудеса»;
  •  запись голоса Снежной  Королевы.

 

Форма проведения НОД: фронтальная.

 

 

Мотивация: желание помочь Герде  спасти Кая

Оргмомент -интрига: осколок зеркала с запиской от Герды

Сюрпризность: в конце НОД  происходит  превращение снеговика в мальчика

Рефлексия:

 Самооценка, оценка коллектива; переход к следующей НОД по изодеятельности.

 

Структура занятия

 

I  Вводная часть

1.Организационно-мотивационный момент

II. Основная часть

1.  Дидактическая игра  «Назови картинку с числом 9» (согласование числительного и существительного во    мн.числе);

2. Скороговорка (упражнение на просодику);

3. Массаж спины «Рельсы-рельсы»  М. Лазарев;

4.  Дидактическая игра  «Что происходит с цветком, когда он растет» (глаголы действия);

5. Рифмование слов;

6.  Дидактическая игра  «Волшебная клумба» (закрепление основных цветов);

7. Упражнение  для развития речевого дыхания «Аромат цветов»;

7. Ритмопластика «Цветок растет»;

8. Упражнения по кинезиологии;

9.    Дидактическая игра  «Добрые слова» (подбор прилагательных);

10. Психогимнастика «Лучик».

III. Заключительная часть.

 

Индивидуальная работа: Упражнять в названии существительных с числительным. Расширять активный словарь прилагательными. Упражнять в составлении предложений, рифмовании.

                        

Ход занятия.

I.Вводная часть.

Организационно-мотивационный момент.

Логопед- Посмотрите ребята, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем!

(  Дети здороваются).

Ребята, а вы любите сказки? Так вот прямо сейчас сказка и начинается…

Гаснет свет. Включается фрагмент из фильма «Снежная королева», где осколки разлетаются по свету.

Звучит шум зимнего ветра:

 Логопед — Ребята, посмотрите, что произошло с разбитым зеркалом троллей?  Кусочки зеркала разлетелись по всему свету! (стук,  как будто по стеклу и в группу «влетает» осколочек зеркала- письма).

Логопед читает:

«Здравствуйте, ребята! Снежная Королева заколдовала моего друга Кая, превратила его в снеговика с ледяным сердцем. Помогите его расколдовать. Герда».

 Логопед — Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь  Герде расколдовать Кая?

 Дети — Да, сможем.

 Логопед — Чтобы расколдовать Кая, нам нужно решить много проблем, пройти по разным дорогам, разгадать много загадок и главное условие: нужно четко произносить слова и звуки, иначе все наши волшебные заклинания нам не помогут!

 

Логопед — Для того, чтобы скорее расколдовать Кая, мы должны  отправиться в сказочную страну. На чем же нам туда добраться?

Дети называют разные виды транспорта.

 

II.Основная часть

Логопед —  Молодцы! Вы много знаете видов транспорта.

Я предлагаю вам поехать на необычном поезде.

А билетом в сказочную страну будет цветочная карточка. Возьмите билеты-карточки и назовите свои цветы с числом, указанным на карточке: две розы, пять колокольчиков, семь астр и т. д.  Кто выполнит, проходит на перрон. (Дети выполняют)

Логопед — замечательно! Все справились с заданием!

Занимайте свои места.

Наш необычный поезд отправляется. (Дети встают друг за другом — «поезд»)

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. (отхлопывание ритма шепотом, обычно, громко).

А чтобы нам веселее было ехать, мы будем делать волшебную гимнастику (дети встают в колонну)

массаж спины движениями  рук с легким нажимом, под музыку.

Массаж спины «Рельсы – рельсы» (М.Л.Лазарев).

 

1.Рельсы- рельсы, кух-кух       (продольные движения руками)

2.Шпалы-шпалы, тук-тук         (поперечные движения руками).

3. Едет поезд, чух, чух              (вращательные движения кулачками).

4.Запоздалый, пух- пух             (вверх-вниз скользят кисти рук).

5. Из распахнутых окошек        (похлопывание ладонями).

6. Кто- то высыпал горошек      (постукивание кончиками пальцев)

7. Бух-бух, бух-бух        (поглаживающие движения и потряхивание кистями рук).

 

Логопед — Ребята,  как быстро мы доехали до сказочной страны! И сами стали похожи на сказочных героев: видите  какие у нас прямые и крепкие спины!

 

Логопед — А сколько красивых цветов вокруг! Посмотрите!

Включается фрагмент мультфильма «волшебный сад и хозяйка-колдунья».

В это время на ширме появляется кукла  «Хозяйка сада» (воспитатель)

 

Хозяйка: Здравствуйте ребята! Я хозяйка волшебного сада, знаю, что привело вас сюда. Вы ищете своего друга Кая? Не так ли?

Дети — Да!

Хозяйка: Вы знаете, мне очень скучно жить одной, а вот  если вы со мной поговорите, я вам помогу!

Логопед: Давайте сделаем большой круг и  расскажем Хозяйке волшебного цветочного сада «Что происходит с цветком, когда он растет?»

В игре четко называем действия, которые происходят с цветами и подаем руку другу. Я начинаю: цветок благоухает,  ( ребенок):  цветок растет. Какие еще действия происходят с растением? (появляются листочки, пьет, дышит, поднимается, живет, купается в лучах солнца, греется, дает радость, пахнет)

Правильно, вы назвали много действий, которые происходят с цветами!

 

Хозяйка: Молодцы порадовали меня,  но я устала и, пожалуй, пойду спать (зевает).  Я не помню, что я хотела сделать: помочь вам или навредить? У меня вот тут волшебная клумба. Раз в сто лет она цветет. А когда это произойдет, можно будет загадывать любые желания. А зацветет она тогда, когда вы возьмете любой цветок и придумаете к его названию рифму, например «Это фиалка, сорву — не жалко». Затем посадите цветок на сектор по цвету. Красный пион на красный сектор. Если ошибетесь, Кай будет вечным снеговиком! Ха-ха-ха! (Исчезает)

 

Логопед: Давайте сядем на травку и подумаем над заданием колдуньи.

         Дети садятся на ковер,  составляют предложения о цветах, кладут цветок  на соответствующий по цвету   сектор.

 

Логопед — Ребята! Какая чудесная клумба у нас получилась! Мы выполнили задание хозяйки сада.

Но что это? Они зацвели! Наши  цветы стали пахнуть.(«Аромат цветов». Дети вдыхают  через нос и  выдыхают  через рот, помогая рукой).

Мы и сами начинаем  превращаться в цветы:

Звучит музыка «Вальс цветов» П.И. Чайковского)

Музыкально-пластическая импровизация  «Цветок растет»:

 

Раз-два-три, выросли цветы,

 

 

К солнцу потянулись высоко.

 

 

Стало им приятно и легко

 

 

Ветерочек  пролетал,

Стебелечки покачал.

 

Влево качнулись,

Низко пригнулись,

Вправо качнулись,

Низко пригнулись,

 

Ветерок убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут,

Детям радость принесут.

Дети присели и имитируют

Не раскрывшие бутоны цветов;

 

Дети медленно приподнимаются и раскрывают ладони с растопыренными пальцами, имитируя цветы;

Тянутся на носочках, смотрят вверх;

Ребенок- ветер пролетает среди детей;

 

Наклоны в стороны и вперед;

 

 

 

 

Ветерок убегает;

Дети грозят пальчиком.

 

 

Логопед:  А теперь, я вам открою секрет! Я слышала этот секрет от бабушки Кая и Герды!

Растопить лед в сердце Кая помогут волшебные живые  цветы. Посмотрите, Кай сейчас собирает холодные цветы из ледяных фигур

(фрагмент фильма «в ледяном дворце)

 

Логопед: А мы с вами  стали живыми, настоящими  цветами, а  цветы напомнят Каю о Герде! Он вспомнит ее!  Теперь мы сможем растопить лед в сердце Кая, он увидит нас и вспомнит о Герде!

 

Логопед: Отправляемся в путь.

Кругом лежит глубокий снег, и нам, чтобы не провалиться в сугробы,  надо поднимать ноги и руки вот так (показ перекрестных движений впереди, затем сзади).  Царство Снежной Королевы все ближе, холодно! Погреем носы и уши (упражнение перекрестное)

Клип на песню «Зимняя сказка». Авторы: А.Пинегин, А. Усачёв.

 

Логопед: А кто это идет к нам навстречу? (Киска). Она, наверно, идет из дворца Снежной Королевы?

Этюд: «В гостях у королевы»:

— Где ты была сегодня, киска?

— У королевы, у английской!

— Что ты видала при дворе?

— Видала…мышку на ковре.

Логопед: Понятно! Ну, а мы,  ребята,   очутились уже в царстве Снежной королевы (фрагмент )

А вот и Кай! (Снеговик). Его Снежная Королева превратила в снеговика!

Кай! Мы принесли тебе горячий приветы от всех земных цветов, они согреют тебя и  напомнят тебе о лете и о Герде!  Музыка («Дед Мороз»). Голос Снежной Королевы в записи:

— Он никогда не увидит Герду, если вы не выполните  мое задание!

Назовите добрые, ласковые слова, адресованные Каю.

Логопед: Ребята, надо взять снеговика в свои теплые руки и говорить ему нежные ласковые слова, какие говорит вам мама.   (Дети передают из рук в руки снеговика и говорят ему ласковые слова — подбор прилагательных)

 

Голос в записи: Вы справились с моим заданием, я покидаю вас. Тепло любви всегда победит холодную зиму! Вы победили меня!

Музыка «Чудеса». Гаснет свет, вместо снеговика стоит мальчик Кай (ребенок)

Кай : Спасибо ребята, вы меня спасли. Я очень рад! На память я вам подарю волшебные листочки, на которых вы сможете нарисовать белые ледяные цветы.

Логопед:— Ребята! Давайте прощаться с Каем, теперь он вернется к  Герде! Прощай, Кай! Будь счастлив!

 

Логопед: А теперь нам пора возвращаться в  детский сад. Наши добрые горячие  сердца помогли Каю выбраться из плена Снежной Королевы! 1-2-3-повернись и в саду окажись.

(свет гаснет)  Ну вот,  мы опять ребята!  Закончилось наше сказочное путешествие.

 

Рефлексия

Логопед:: У меня есть «волшебный сундучок»

Детям демонстрируется сундучок с ленточками. Воспитатель спрашивает, кто запомнил, в какой  сказке мы были?  («Снежная Королева»)

Кто ее написал?  (Ганс-Христиан Андерсен)

Помогли ли мы Герде расколдовать  Кая?

А теперь: внимание! Тот, кто, считает, что отлично справились с заданием, возьмите зеленую  ленточку, а кто считает, что не очень хорошо – возьмите желтую ленту.

А что нам помогло расколдовать Кая? (цветы).

Сейчас вы пойдете и нарисуете белые ледяные цветы в память о нашем путешествии.

Переход к следующему виду деятельности – рисованию ластиком цветов на заштрихованных листочках.


Оставить комментарий

Чтоdы оставлять комментарии, вам необходимо войти.