«Земля – живая планета»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Для детей 6-7 лет
«Земля – живая планета».
Подготовила и провела воспитатель: Ващенко А.Ф.
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программные задачи: закреплять знания детей о Солнечной системе, дать представления об уникальности Земли, как месте обитания живых объектах. Закрепить представления о диких животных, познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Материалы: Глобус, шапочки изображающие животных, технические средства обучения: (компьютер, проектор).
Технология: игровой заинтересовывающий момент, беседа, диалог с детьми, динамическая пауза.
Ход НОД:
Во время свободной деятельности детей, включается «космическая» музыка.
-Ребята, я загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Ну-ка, кто из вас ответит:
не огонь, а больно жжет.
Не фонарь, ярко светит,
и не пекарь, а печет.
(солнце)
По небу гуляет
моляр без кистей.
Краской коричневой красит людей.
(солнце)
В дверь, в окно
стучать не будет,
А войдет и всех разбудит.
(солнце)
Молодцы, а сейчас постарайтесь ответить на мои вопросы.
О чем эти загадки? Как вы догадались, что это Солнце?
Скажите, что такое Солнце? Это звезда, огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света.
(Воспитатель показывает слайд Солнечной системы.).
Что это такое?
Что расположено вокруг Солнца? (Вращающиеся планеты — твердые холодные шары.)
Какие планеты вы знаете?
Какая из планет получает больше всего солнечного тепла? (Которая ближе к Солнцу — Меркурий.)
Правильно, чем ближе планета к Солнцу, тем больше тепла попадает на эту планету.
Как вы думаете, где жарче: на Меркурии, на Венере или на Земле? Почему?
Дети выполняют зарядку:
По порядку – правая рука вверх,
Все планеты – левая рука вверх,
Назовет любой – правая рука виз,
Из нас – левая рука вниз,
Раз– Меркурий – правая рука на пояс,
Два – Венера – левая рука на пояс,
Три – Земля – правая рука на плечо,
Четыре – Марс – левая рука на плечо,
Пять – Юпитер – правая рука вверх,
Шесть – Сатурн – левая рука вверх,
Семь – Уран – правая рука на плечо,
За ним – Нептун – левая рука на плечо,
Он восьмым – правая рука на пояс,
Идет по счету – левая рука на пояс,
А за ним – правая рука вниз,
Уже потом – левая рука вниз,
И девятая планета – маршируют на месте,
Под названием – Плутон – маршируют на месте.
Воспитатель: Молодцы.
На какой планете мы с вами живем?
На какой из планет Солнечной системы есть жизнь?
Почему на Земле есть жизнь? (Там есть воздух, вода и тепло.)
Есть одна планета — сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей нету!
Дети, как вы думаете, о какой планете это стихотворение?
Правильно, только на Земле есть условия для жизни растений, животных и человека.
(Воспитатель показывает детям глобус.)
Что это такое?
Что такое глобус? ( Модель Земли.)
Посмотрите на глобус и скажите, чем занята большая часть Земли? (Водой.)
Ответьте, почему суша на глобусе изображена разными цветами: здесь видна и желтая, и зеленая, и коричневая окраска. (На Земле есть равнины, пустыни, леса, горы, пески.)
Наша Земля очень красива! Об этом рассказывали космонавты, которые видели ее из космоса в иллюминаторы космических кораблей. Такой сверкающий голубой шар! (слайд).
Голубой наша планета кажется из-за воздуха, который ее окружает. Белоснежные полюса Земли (показываю) сверкают в отражении солнечного снега! Из космоса видны и высокие горы, и зеленые пространства лесов — например, наши сибирские леса, и желтого — песчаные пустыни. Наша Земля разноцветна и красива!
Все могут жить на планете Земля, так как здесь есть подходящие условия: не так жарко и не так холодно, есть воздух — можно дышать, есть пресная вода — можно пить, есть, чем питаться. Знаете ли вы, кто обитает в морях и океанах? (Киты, акулы, дельфины, разные рыбы.) (слайд)
Какие животные живут в лесах России? (Лиса, волк, медведь,…)
Кто живет в тропических лесах? (Обезьяны, слоны, тигры.,.)
А кто живет на Северном полюсе? (Белые медведи, тюлени, моржи,)
А кто обитает на Южном полюсе? (Пингвины.)
Да, наша Земля такая разная и красивая, потому что она — живая: на ней живут растения, животные, люди.
(Раздается телефонный звонок.)
МАРСИАНИН: Ребята, у нас на планете очень холодно, и я хотел бы переселиться на вашу планету. Помогите, мне выбрать, где бы я мог жить.
Ребята, давайте поможем марсианину, расскажем о нашей планете Земля и покажем животных, которых можно увидеть в разных местах нашей планеты. Вы согласны? А для этого нам надо отправиться в исследовательское путешествие. (слайд)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА
«У жирафа пятна, пятна…»
Дети, изображающие животных располагаются по широкому кругу (на планете): на противоположных местах (полюсах) -белый медведь и пингвин, в середине (океане) — морские обитатели, напротив друг друга по краям круга — жители тайги и тропических лесов, пустыни. Все места — экологические ниши Земли — обозначены разными цветами (белым, зеленым, желтым).
Начнем наше путешествие. Сначала мы с вами поплывем на пароходе. Усаживайтесь поудобнее, отправляемся в плавание.
Вот мы и прибыли на Северный полюс — в Арктику. (слайд).
Здесь живут белые медведи. Одевайтесь потеплее и давайте сойдем с парохода. Ребята, а вот и белый медведь, давайте послушаем, что он нам скажет. (слайд)
(РАССКАЗ БЕЛОГО МЕДВЕДЯ.)
Спасибо, тебе белый медведь. Теперь мы знаем о том, как ты живешь. Но нам пора, ребята занимайте свои места на пароходе.
Отправляемся дальше.
На Земле много водного пространства (морей и океанов) — там обитают разные животные — киты, акулы, разные рыбы. Человек не живет под водой, но он опускается в морские глубины для исследований.
Вот плывет кит. Давайте его послушаем. (слайд).
(РАССКАЗ КИТА.)
Спасибо и тебе кит, но нам пора в дорогу. До свидания. Дальше мы с вами отправимся на самолете. Расправили крылья и полетели.
Сейчас мы приземляемся в лесу.
Здесь нас ждут лесные обитатели. А вот и волк. (слайд).
( РАССКАЗ ВОЛКА.)
А вот там дальше живет белка, она прыгает с ветку на ветку. Послушаем, что она скажет. (слайд).
( РАССКАЗ БЕЛКИ.)
Спасибо за интересные рассказы. Но нам пора отправляться в путь. Полетим дальше. Занимайте свои места. Вот мы пролетаем над пустыней.
— В пустынях очень жарко, засушливо, жить там трудно — растений мало, все они колючие, из животных там приспособились жить верблюды, черепахи, ящерицы. Приготовьтесь к посадке. Снимите теплые вещи, так как здесь очень жарко. Вот там, вдалеке, я вижу верблюда и черепаху. Давайте послушаем их рассказ. (слайд)
( РАССКАЗ ВЕРБЛЮДА.)
— Вот ползет черепаха. Давайте послушаем и ее. (слайд).
( РАССКАЗ ЧЕРЕПАХИ.)
Спасибо и вам, обитатели пустыни. Но мы спешим. Пора отправляться дальше. А дальше мы с вами отправимся на поезде в тропические леса. Давайте остановимся там, где живут слоны и обезьяны. (слайд).
А вот и они. Давайте их послушаем.
( РАССКАЗ СЛОНА.)
-А сейчас мы с вами снова пересядем на пароход. А это – Антарктида.
На некоторое время приезжают сюда ученые для исследовательской работы, для изучения погоды и природы. Давайте сделаем посадку в Антарктиде, но не забудьте, что здесь холодно и скорее надевайте теплые вещи. Вот и пингвин. Давайте послушаем что он нам расскажет. (слайд).
( РАССКАЗ ПИНГВИНА.)
Спасибо за рассказ, милый пингвин, но нам пора.
Ребята,мы с вами побывали во всех уголках нашей необъятной планеты: и в пустыне, и в лесу, на Северном и Южном полюсах, в тропическом лесу, в океане. Мы узнали, что животные есть в разных местах суши, но только там, где есть пресная (питьевая) вода. Такой природы разнообразной, нет ни на какой другой планете Солнечной системы, потому что нигде нет таких условий.
-А теперь нам пора возвращаться обратно. Пока мы плывем, ты — Марсианин, подумай, куда ты хотел переселиться.
Вот мы и вернулись в детский сад. Так где же ты хочешь поселиться?
МАРСИАНИН: Я видел много разных мест на вашей планете. Я бы хотел жить в лесу, там много растительности и разных животных. Там мне будет жить лучше всего.
Ребята,вам понравилось наше путешествие? Что, вам понравилось больше всего?
— Дети, давайте еще раз вспомним, что такое планета Земля и что мы должны делать для того, чтобы наша земля процветала. (слайд «Цветущая Земля»).
Высказывания детей:
— Мы живем на планете, которая называется — Земля.
— Земля – наш родной дом.
— Мы должны любить нашу Землю, заботиться о ней, беречь ее.
— Ведь недаром говорится: «Земля заботу любит».
— «Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь».
Солнце светит нам всем на зеленой планете.
Пусть на нашей земле будут счастливы дети,
Чтобы наша планета несчастья не знала.
Чтобы наша Земля, И цвела, и сияла!
Воспитатель подводит итог занятия, предлагая всем гостям подарить свои медальки с заранее заготовленными изображениями планеты Земля.