«Перелётные птицы »
Конспект НОД в старшей группе А на тему: «Перелётные птицы »
Провела и подготовила
воспитатель Бульбас Н.П.
Вид деятельности: познавательная
Цель: учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни, помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели; дать детям элементарные представления о том, чем кормят птиц зимой.
Задачи:
1) закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
2) развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.
3) воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Ход НОД
Организационный момент. Повторение пройденного материала.
— Ребята, послушайте стихотворение (читаю стихотворение Маргарита Ивенсен «ОСЕНЬ»):
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
— Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (… об осени).
-Дети, а сейчас давайте определим признаки осени. Поиграем в игру «Что бывает осенью». Вы мне будете говорить да или нет.
Опадают листья (да)
Тает снег (нет)
Дети загорают у реки (нет)
Люди убирают урожай на полях (да)
Птицы улетают на юг (да)
— А что ещё бывает осенью?
Введение темы «Перелетные птицы»
— Ребята, когда я пришла в садик нашла письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)
— Давайте вспомним, как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелётные)
— А как называются птицы, которые остаются? (Зимующие).
— Посмотрите, здесь у меня очень много птиц на картинках их нужно распределить на перелетных и зимующих птиц. Вы, мне поможете?
(Дети рассматривают картинки, называют зимующих птиц и перелётных)
Для закрепления названия перелётных и зимующих птиц я предлагаю вам поиграть в игру.
Упражнение «Отгадай и присядь»
— Встали врассыпную. Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, голубь, ласточка, синица, грач, сорока, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.
— Правильно. Назовите, пожалуйста, части тела птиц (голова, клюв, туловище, хвост).
— У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).
— Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).
— А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем).
— Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
— Как вы думаете, как летят птицы — как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?
— Вы обращали внимание, что некоторые птицы, как ласточки, скворцы, трясогузки улетают «стайками», все вместе. Некоторые, например, журавли, лебеди и другие крупные птицы, выстраиваются «клином» в виде треугольника. Другие, как утки, цапли выстраиваются «цепочкой», в одну линию и еще называют «прямой фронт». Гуси чаще всего летят «косяком».
— А как вы думаете, от чего это зависит? Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Упражнение «Скажи одним словом»
— Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
— Молодцы.
Рефлексия:
— Что нового вы узнали про полет птиц?
— Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.