Вы просматриваете: Главная > Методическая копилка > Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе по теме: Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».

 

Подготовила: Михайлюк Нина Владимировна

Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного произведения близко  к тексту, грамматически  правильно строя предложения. Активизировать словарь по лексической теме. Развивать слуховое  восприятие; упражнять в различении неречевых звуков, тембра голоса. Обогащать словарь образными выражениями языка. Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание. Воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку.

Словарь: горница, покраснел как рак, сочла, побледнел, беда, проглотил, падающие.

Методы и приёмы: чтение рассказа, беседа, вопросы, указание, поощрение.

Оборудование: ваза с разрезанными фруктами; предметные картинки с изображением горницы, варёного рака; компьютер, компьютерная игра «Учись говорить правильно», мультимедийный проектор и экран.

Ход:

I. Вводная часть

1.Организационный момент (на столе стоит ваза с разрезанными косточковыми фруктами).

Воспитатель: Сегодня нам принесли угощение. Назовите одним словом, что это?

Дети: Фрукты.

Воспитатель: Где растут фрукты?

Дети:  Фрукты растут в саду.

Воспитатель: А что же находится внутри каждого фрукта? Подойдите к вазе – посмотрите.

Дети: Внутри фруктов есть косточка, когда их кушаешь, косточку нужно выбрасывать.

Воспитатель: Молодцы, ребята вы хорошо знаете, как фрукты нужно кушать.

2.Знакомство с темой, целью

Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с рассказом Льва Николаевича Толстого «Косточка».

II. Основная часть

1.Чтение рассказа

2.Беседа по содержанию

Воспитатель: Что купила мама?

Дети: Мама купила сливы.

Воспитатель: Как  вел себя Ваня, когда сливы лежали на столе?

Дети: Ваня ходил вокруг слив и всё их нюхал.

Воспитатель: Почему они интересовали Ваню?

Дети: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.

Воспитатель: Как повёл себя Ваня, когда остался один в комнате?

Дети: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.

Воспитатель: Кто заметил, что одной сливы не стало?

Дети: Мама посчитала сливы и заметила, что одной не хватает.

Воспитатель: Признался ли Ваня в своём поступке?

Дети: Нет, он как и все дети сказал, что не ел слив.

Воспитатель: О чём беспокоился папа?

Дети: Он сказал, что если кто –  нибудь съел из детей сливу – это нехорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрёт.

Воспитатель: Что ответил Ваня?

Дети: Ваня сказал, что косточку выбросил в окошко.

Воспитатель: Почему Ваня заплакал?

Дети: Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок.

Воспитатель: А как бы вы поступили на месте Вани?

Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив. Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.

Воспитатель: Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы её понимаете?»

Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.

3.Словарная работа

Воспитатель: в рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак»,что оно означает ?

Дети: От стыда стал красного цвета, как варёный рак.

Воспитатель: А что такое «горница»?

Дети: Светлая, красивая комната.

Воспитатель: Как вы понимаете, слово «сочла»?

Дети: Посчитала.

Воспитатель: Что означает слово «проглотил»?

Дети: Быстро съел.

Воспитатель: Как вы понимаете слово «побледнел»?

Дети: стал белым, бледным от испуга.

Воспитатель: Назовите ещё фрукты, у которых есть косточка, как у сливы.

Дети: Персик, абрикос, алыча.

Воспитатель: Где они растут?

Дети: На дереве в саду.

Воспитатель: попробуем достать с ветки абрикос.

4.Речь с движением «На ветке»

Вот на ветке – абрикос.                                     Потянуться руками вверх

Он  на солнце так подрос!                                Развести руки в стороны

Ты за ним тянись, тянись,                           Подняться на носочки, потянуться

                                                                                руками вверх.

Но смотри, не оступись!                              Быстро присесть.

                                                                     Е. Карельская.

5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю рассказ ещё раз, а вы внимательно послушайте, а затем будете пересказывать. (Повторное чтение рассказа)

6. Пересказ рассказа детьми

Воспитатель: Расскажите историю про мальчика Ваню. (Рассказы детей)

7.Игра «звуки осени»

Воспитатель: Когда  созревает урожай фруктов?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Осень — прекрасное время года. Я предлагаю вам послушать и определить звуки осени.  ( Компьютерная игра «Учись говорить правильно» — раздел «Неречевые звуки. Лес»)

Дети: Шелест листьев, шум дождя, крики птиц, улетающих на юг,…

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень внимательные.

III. Заключительная часть.

Итог:

Воспитатель: Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось больше всего? Как называется рассказ, который вы пересказывали? Кто его автор? Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестрёнкам и братишкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Оставить комментарий

Чтоdы оставлять комментарии, вам необходимо войти.