Вы просматриваете: Главная > Методическая копилка > НОД по развитию речи в старшей группе. «Б»

НОД по развитию речи в старшей группе. «Б»

 

Подготовила и провела Боушева Н.А

Тема: Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней.

Цель: совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Образовательные задачи:

— учить составлять описательный рассказ по картине «Осенний день в лесу», придерживаясь плана;

— учить наблюденипю о содержании картины, упражнять в употреблении простых сложно-сочинённых и сложно-подчинённых предложений;

— закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;

— расширять представления детей об обитателях флоры и фауны Кубани, учить придерживаться логики описания.

Развивающие задачи:

— развивать связную речь;

— развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.

Воспитательные задачи:

— воспитывать самостоятельность, инициативность, эстетические чувства;

— воспитывать любовь к к окружающему миру.

Ход.

1.Организационный момент.

— Отгадайте загадку, о каком времени года идёт речь.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…» (осень)

Воспитатель — Как вы догадались, что речь идёт об осени?

Артикуляционная разминка(чистоговорка).

Ла – ла – ла – осень к нам пришла!

Ре – ре – ре – осень на дворе!

Ца – ца – ца – осень у крыльца!

Ном – ном – ном – осень за окном!

Игра «Что бывает осенью?»

Отвечаем да или нет.

Осенью с дерева падают листочки? Распускаются цветочки?

Осень птицы прилетают? А может улетают?

Осенью начинается листопад? Начинается снегопад?

Осенью у зайца шубка серая? А может белая?

Осенью урожай садим? А может собираем?

Осенью растут в лесу ёлочки? А грибочки?

Осенью утром на улице темно? А может быть светло?

Осенью насекомые просыпаются? А может засыпают?

2. Основная часть.

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней.

— Посмотрите внимательно на картину и скажите, как бы вы её назвали?

— Какое время года изобразил художник?

— Какое время суток он нарисовал?

— Как об этом сказать одним предложением?

Дети — ( Художник изобразил осенний день в лесу и точно так же назвал эту картину).

— Как вы догадались, что на картине день?

Дети-  ( В лесу светло, дети гуляют).

— А почему вы решили, что день осенний?

Дети- ( Листья пожелтели, покраснели, опадают. Дети собирают осенние букеты).

— Какой осенний день на этой картине?

Дети — (Тёплый, солнечный).

В тёплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине? ( Синее небо и яркие жёлтые кроны деревьев). Жёлтые и синие тона радуют глаз, веселятся ).

Послушайте, какой рассказ я сочинила.

Наступила ранняя осень. Ранней осенью ещё  тёплые деньки.  Дни становятся короче, солнышко греет меньше. Желтеют, краснеют и опадают листья. Дети  вышли в лес на прогулку. Вместе с ними радуется тёплым осенним денькам собака Шарик. Мальчики и девочки собирают красивые букеты из осенних листьев. Все рады тёплому осеннему деньку!

Воспитатель — Вам понравился мой рассказ?

— Чем он понравился?

— Что особенно понравилось в рассказе?

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине, используя план – схему.

Посмотрите на схему и скажите, с чего вы начнёте свой рассказ? (Разобрать план – схему к рассказу).

— Кто желает составить свой рассказ? (Выслушиваются 2-3 детей).

Физминутка.

Мы листики осенние,                      (руки вверх)

На ветках мы сидим.                       (присели)

Дунул ветер – полетели.                  (лёгкий бег)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.                      (присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.                     (встали)

Закружились, полетели                     (закружились)

И на землю тихо сели!                       (присели)

Приход осени не толко заметен по изменению в природе, но и животные начинают готовиться к зиме.

Лесные звери готовятся к зиме ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб мех погуще, попышнее и цвет подходит к зимней природе.

Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, нагуливает на зиму жирок.

Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы, просушивает их и раскладывает на стволах деревьев.

Белочка делает запасы в дупле. Волк и лиса зимой не спят и запасов не готовят, они охотятся.Прячутся в норы и дупла лесные обитатели.

— Что делает медведь осенью?

— Кто попрятался в норы?

— Что делает белочка осенью?

— Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда ещё не выпал снег? Почему?

 

 

3. Итог.

— Чему мы сегодня учились?

— Что интересного узнали?

— Что вам больше всего понравилось?

Сюрпризный момент.

Ребята, вы сегодня были очень внимательными и старательными. У вас получились замечательные рассказы про осенний  день в лесу. Вы расскажите их своим друзьям и родителям. Но, а в подарок от осени вы получаете вот эти осенние листочки, которые будут напоминать вам о нашем занятии.

 


Оставить комментарий

Чтоdы оставлять комментарии, вам необходимо войти.