НОД по развитию речи в старшей группе. «Б»
Подготовила и провела Боушева Н.А
Тема: Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней.
Цель: совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.
Образовательные задачи:
— учить составлять описательный рассказ по картине «Осенний день в лесу», придерживаясь плана;
— учить наблюденипю о содержании картины, упражнять в употреблении простых сложно-сочинённых и сложно-подчинённых предложений;
— закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;
— расширять представления детей об обитателях флоры и фауны Кубани, учить придерживаться логики описания.
Развивающие задачи:
— развивать связную речь;
— развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.
Воспитательные задачи:
— воспитывать самостоятельность, инициативность, эстетические чувства;
— воспитывать любовь к к окружающему миру.
Ход.
1.Организационный момент.
— Отгадайте загадку, о каком времени года идёт речь.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
Воспитатель — Как вы догадались, что речь идёт об осени?
Артикуляционная разминка(чистоговорка).
Ла – ла – ла – осень к нам пришла!
Ре – ре – ре – осень на дворе!
Ца – ца – ца – осень у крыльца!
Ном – ном – ном – осень за окном!
Игра «Что бывает осенью?»
Отвечаем да или нет.
Осенью с дерева падают листочки? Распускаются цветочки?
Осень птицы прилетают? А может улетают?
Осенью начинается листопад? Начинается снегопад?
Осенью у зайца шубка серая? А может белая?
Осенью урожай садим? А может собираем?
Осенью растут в лесу ёлочки? А грибочки?
Осенью утром на улице темно? А может быть светло?
Осенью насекомые просыпаются? А может засыпают?
2. Основная часть.
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней.
— Посмотрите внимательно на картину и скажите, как бы вы её назвали?
— Какое время года изобразил художник?
— Какое время суток он нарисовал?
— Как об этом сказать одним предложением?
Дети — ( Художник изобразил осенний день в лесу и точно так же назвал эту картину).
— Как вы догадались, что на картине день?
Дети- ( В лесу светло, дети гуляют).
— А почему вы решили, что день осенний?
Дети- ( Листья пожелтели, покраснели, опадают. Дети собирают осенние букеты).
— Какой осенний день на этой картине?
Дети — (Тёплый, солнечный).
В тёплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине? ( Синее небо и яркие жёлтые кроны деревьев). Жёлтые и синие тона радуют глаз, веселятся ).
Послушайте, какой рассказ я сочинила.
Наступила ранняя осень. Ранней осенью ещё тёплые деньки. Дни становятся короче, солнышко греет меньше. Желтеют, краснеют и опадают листья. Дети вышли в лес на прогулку. Вместе с ними радуется тёплым осенним денькам собака Шарик. Мальчики и девочки собирают красивые букеты из осенних листьев. Все рады тёплому осеннему деньку!
Воспитатель — Вам понравился мой рассказ?
— Чем он понравился?
— Что особенно понравилось в рассказе?
Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине, используя план – схему.
Посмотрите на схему и скажите, с чего вы начнёте свой рассказ? (Разобрать план – схему к рассказу).
— Кто желает составить свой рассказ? (Выслушиваются 2-3 детей).
Физминутка.
Мы листики осенние, (руки вверх)
На ветках мы сидим. (присели)
Дунул ветер – полетели. (лёгкий бег)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (встали)
Закружились, полетели (закружились)
И на землю тихо сели! (присели)
Приход осени не толко заметен по изменению в природе, но и животные начинают готовиться к зиме.
Лесные звери готовятся к зиме ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб мех погуще, попышнее и цвет подходит к зимней природе.
Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, нагуливает на зиму жирок.
Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы, просушивает их и раскладывает на стволах деревьев.
Белочка делает запасы в дупле. Волк и лиса зимой не спят и запасов не готовят, они охотятся.Прячутся в норы и дупла лесные обитатели.
— Что делает медведь осенью?
— Кто попрятался в норы?
— Что делает белочка осенью?
— Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда ещё не выпал снег? Почему?
3. Итог.
— Чему мы сегодня учились?
— Что интересного узнали?
— Что вам больше всего понравилось?
Сюрпризный момент.
Ребята, вы сегодня были очень внимательными и старательными. У вас получились замечательные рассказы про осенний день в лесу. Вы расскажите их своим друзьям и родителям. Но, а в подарок от осени вы получаете вот эти осенние листочки, которые будут напоминать вам о нашем занятии.