Вы просматриваете: Главная > Методическая копилка > НОД по экологии в подготовительной логопедической с использованием здоровьесберегающих технологий «Лекарственные растения»

НОД по экологии в подготовительной логопедической с использованием здоровьесберегающих технологий «Лекарственные растения»

 

Воспитатель
Ващенко А.Ф.

Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.
Задачи:
«Познание»
Развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты;
Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
«Коммуникация»
Развивать монологическую речь детей;
Развивать умение участвовать в коллективных разговорах;
Пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе.
«Социализация»
Развивать в игре сообразительность, умение согласовывать свои действия с действиями других участников, совместно решать поставленную задачу;
«Чтение художественной литературы и музыка»
Поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;
способствовать выразительному чтению стихов, продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Методические приемы:
Рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, дидактические игры, обращение к опыту, анализ.
Оборудование: иллюстрационный материал лекарственных растений, гербарий «Лекарственные растения», раздаточный материал д/и «Разрезные картинки», музыкальное сопровождение (мр-3 проигрыватель) А. Вивальди «Пришла весна», «Звуки леса».

Ход НОД:

— Ребята, вот и наступила красавица Осень, а что же произошло с природой.. Как она изменилась?( Ответы детей).
-Молодца, много примет осени назвали, а давайте с вами пойдем на нашу поляну с лекарственными травами и посмотрим, что же там происходит ?
Дети под музыку (пение птиц) идут на полянку.
Вышли дети на полянку, где видят Фею трав.
Фея: А кто это ко мне в гости пожаловал? А куда вы идете? (Ответы детей)
Фея: а как себя нужно вести на поляне лекарственных трав? Дети отвечают
Фея: Молодцы!

Я приглашаю вас прогуляться по поляне. Наш маршрут будет называться «Лекарственные растения».
Все готовы? Тогда в путь! (идут под музыку «звуки леса»)
ФЕЯ:
На поляне, словно в царстве,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке в каждой ветке
И микстура и таблетки.
Ну а чем и как лечить мы вас можем научить.
— Я хочу с вами поиграть, буду задавать вопросы, а вы отвечайте.
Викторина
1.Цветок с желтой серединкой и белыми лепестками (Ромашка)
2.Я шариком пушистым белею в поле чистом,
А дунул ветерок – остался стебелек (Одуванчик)
3.Цветок со звенящим названием (Колокольчик)
4. Черная лесная ягода (Черника)
5. Какие ягоды любит медведь (Малину)
6. Белые горошки на лесной ножке (Ландыш)
7. Первые весенние цветы (Подснежник, мать и мачеха)
8. Корень этого растения возбуждает аппетит (корень одуванчика).
— Молодцы, справились с заданием. А вы знаете, ребята, недавно на мою поляну приходил один мальчик, он бегал, топтал и рвал цветы. Я очень расстроилась от его поведения, а он сказал, что они все равно некрасивые, да и кому они нужны?
А пока он бегал, то не заметил, как натер себе ногу, порезал о траву пальчик на руке, начал чихать, кашлять, у него заболела голова. И вы знаете, он потом сел и расплакался.
— Вот тога то и пришли к нему на помощь лекарственные растения.
Фея: Знаю я, знаешь ты
На лугу растут цветы.
Но один из них чудак,
Что-то у него не так.
Стильный и кудрявый мальчик.
Кто же это? Одуванчик!
1. Одуванчик.
Одуванчик, одуванчик
Ты такой один обманщик.
То ты желтый и душистый,
То кудрявый и пушистый.
Знает белка, знает зайчик
Любит ветер одуванчик
На глазах у всех ребят
Парашютики летят!
Одуванчик дарит варенье из одуванчиков для улучшения аппетита.

ФЕЯ: Стоит в лесу кудряшка
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?
2. Ромашка
Если случится, тебе простудится
Появится кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар
Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся (Ромашки)
Ромашка дарит ромашковый отвар для полоскания горла
ФЕЯ: — А кто угадает следующее растение?
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
3. Подорожник
Путника – друг подорожник,
Скромный, невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткой лёг.
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
— Я приложу тебе листочек, перевяжу ранку и боль пройдет.

Фея: — Конечно же, после того, как растения ему помогли, мальчик был благодарен и пообещал больше никогда не топтать мою поляну с лекарственными травами, а еще обещал рассказать всем своим друзьям о пользе моих трав.

Нужно только не лениться,
Нужно только научиться,
Находит в лесу растения,
те, что для людей полезны,
И отступят все болезни.

ФЕЯ: — Сегодня я хочу вас познакомить с интересным человеком. Но сначала закройте глазки и послушайте звуки леса.
Выходит бабушка .
Бабушка: — Здравствуйте, мои дорогие. Фея трав предупредила меня о вашем приходе. Я бабушка-Хозяюшка, известная травница. А вы знаете, кто такие «травники» и «травницы»? Так называют людей, которые изучают лекарственные свойства растений и лечат с помощью этих растений.
Бабушка ставит на стол траву и варенье.
— А вы любите ягоды? А какие ягоды и травы вы знаете? (ответы детей).
— Ребятушки мои дорогие, стряслась у меня недавно беда, здесь в корзинке перепутались у меня лекарственные растения. А я вижу, что вы уже неплохо их знаете. Помогите мне их разобрать.

Игра «Собери картинку»
(дети собирают картинки и рассказывают про их свойства)
Бабушка: -А что вы знаете о малине?
Сочную, сладкую
Ягодку малину,
Обрываю с веточек
И кладу в корзину.
А потом бабуля
Сварит всем варенье,
Да, такое вкусное!
Просто, объеденье!
И зимой холодной,
Если вдруг простыну,
Мама скажет ласково —
Ешь, сынок, малину!
— Малина – не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны малиновые варенье и чай, заваренный с листьями, веточками и ягодами.

Бабушка: — А что вы знаете о мяте?
Аппетита если нету,
Иль желудком болен ты,
Нет прекраснее совета —
Мяты перечной нарви.
Ели нервы расшалятся,
И совсем не будет сил,
Чаю с мятою напейся,
Чтобы ты совсем остыл.
Если спишь ты неспокойно,
Иль плохие видишь сны,
То подушку к изголовью,
С этой мятой положи.
Если сердце вдруг заноет,
От непрошеной беды,
Сорок капель успокоят
Мяты перечной листы.
А растёт она повсюду,
Многолетняя трава,
Чтоб помочь мирскому люду,
Наклонись лишь к ней едва.
Бабушка: — А что вы знаете о лесной черной смородине?

Смородины ягоды просто волшебные –
Все вкусные, сладкие, даже лечебные,
Блестящие, словно съедобные бусы —
Бабушка: Ребята, как вы много знаете. А у меня есть полезные травы: ромашка, душицу, мяту, шиповник, крапива, липовый цвет. Посмотрите вот у меня сухие цветы ромашки, понюхайте, как они пахнут. Я их собирала и сушила летом. А как я это делала, сейчас вам расскажу.
Правила сушки растений.
— Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.
— Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
— Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).
— Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
— Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
— Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. Почему? (Ответы детей).
— Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
Бабушка: — Молодцы, я хочу вас угостить полезным чаем, а из чего он сделан, угадайте.

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет.
Если хворь с кем приключится
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Ребенок:

Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг.
Чай здоровью лучший друг!
— Спасибо бабушка -Хозяюшка за чудесный и вкусный чай.

Бабушка:- На здоровье, ребята! Сегодня вы много узнали о пользе растений.

Ты, дружок не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Ни обижай, ни птахи, ни сверчка!
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей,
Всё что зовется Родиной твоей.
Фея: — Вам понравилось у меня? А теперь пора возвращаться в группу. Давайте я вас провожу, а когда придёте домой,расскажите, что интересного вы увидели и узнали на поляне лекарственных трав.


Оставить комментарий

Чтоdы оставлять комментарии, вам необходимо войти.