Конспект занятия в области «Познавательного развития» в старшей группе на тему «Ай да картошечка!»
Подготовила и провела воспитатель
Бульбас Н.П.
Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей.
Задачи:
Образовательная:
Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.
Развивающая:
Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.
Воспитательная:
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.
Оборудование и материалы:
Стихи, пословицы, поговорки и загадки о картофеле.
Клубни картофеля разных сортов.
Карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней для рассады.
Терка.Крахмал, мука, лупы.Накрахмаленная салфетка.Кисель.
Мотивация:
Воспитатель вносит в группу шкатулку и спрашивает: «Ребята, чья это такая красивая шкатулка? (Дети в недоумении, никто не знает, чья шкатулка) Ой смотрите, а к ней прикреплена записка, давайте ее прочитаем»
Друзья, здесь лежит продукт для вас,
Который скажет вам сейчас
О том какой он не простой,
О том как вкусно кормит нас!
Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ?
Дети — о картошке.
Воспитатель: — Правильно о картошке.
Ход НОД
Воспитатель читает стихотворение
В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне-
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе.
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище….
Многое должны узнать
И уже пора начать.
Далее воспитатель рассказывает детям как и когда входит картофель, историю возникновения картофеля на Руси, о том как сначала использовали картошку и как крестьянам пришла мысль печь картофель.
Пришло время отгадывать загадки, воспитатель предлагает поиграть в игру с мячом «Отгадай загадку»: (воспитатель загадывает загадку и кидает мяч ребенок должен отгадать и одновременно поймать мяч)
Вот соль тебе,
Вот хлеб и ложка –
Сварилась к ужину …….. (картошка)
Что копали из земли,
Жарили, варили.
Что в золе мы испекли
Ели и хвалили?……………….. (картошку)
И зелён и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом ………………(картошка)
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
Это чудо плод…………….(картошка)
Её едим мы круглый год.
Пюре, супы, салат, окрошка –
Везде присутствует ………(картошка)
Воспитатель: — А сейчас я вам предлагаю послушать пословицы и поговорки о картофеле.
Картошка да каша – еда наша.
Картошку копать, не руками махать.
Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
Без труда картошка не родится никогда.
Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
Физкультминутка:
А теперь прошу всех встать,
Что скажу, то повторять:
Руки вверх и подтянулись,
Наклонились разогнулись,
Вдох и выдох- улыбнитесь,
Потихонечку садитесь.
Далее воспитатель предлагает детям рассказать, каким образом сажают картофель.
После этого, по просьбе воспитателя дети берут в руки картофель и рассматривают его
Воспитатель: — Какого он цвета?
А какой он формы?
Какой на ощупь?
Опасен ли зеленый картофель?
Воспитатель проводит игру:«Собери урожай»
Встаньте свободно, картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд.
Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете, как растёт картофельный куст.
Ветер сильный дует – качайте вытянутыми в стороны руками.
И грохочет гром – потопаем ногами.
А картофелю это нипочём.
Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся- потянемся вверх.
Картофель вырос, пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.
Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.
Воспитатель: — Предлагаю вам, ребята пройти в лабораторию, где мы с вами будем проводить опыты над картофелем.
Перед проведением опыта проводит беседу о пользе картофеля и задает наводящие вопросы о свойствах картофеля
Из чего состоит картофель?
Почему сваренный картофель рассыпчатый?
А как вы думаете, для чего нужен крахмал?
«Что общего между киселём и белой салфеткой?»
(Если дети затрудняются с ответами, то помогает)
Воспитатель показывает ребятам накрахмаленную белую салфетку и прозрачный стакан с киселём. Объясняет, что в одном стакане крахмал, из которого варят кисель и салфетка сохраняет форму тоже благодаря крахмалу.
Кто видел крахмал?
Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать?
Опытно – экспериментальная деятельность:
Воспитатель и дети по желанию показывают опыт. Натирают картофелину на тёрке, кладут в марлю и отжимают сок в тарелку. Через некоторое время рассматривают загустевший сок – появился крахмал.
Натертую картофельную кашицу размешивают в воде и отстаивают.
Результат: вода стала беловатой, мутной;
Почему вода стала мутной, что придает ей такой цвет?
Воспитатель проводит беседу о пользе крахмала
Заключение:
Далее дети собираются вместе и сообща делают выводы о том, из чего состоит картофель, о его пользе и о свойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, мука и крахмал похожи цветом, но отличаются на ощупь, не имеют вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет.
Воспитатель. — Ребята, вам понравилось занятие?А сейчас мы поиграем.
Подвижная игра «Огородник»
— Ах, картошка, ты, картошка.
Кормишь ты честной народ!
Если есть картошка в доме,
Будешь сытым целый год!
(Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают: «Кто там?» – «Огородник» – «Зачем пришёл?» – «За картошкой». Водящий на кого – нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребёнок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.)
Ребята вы сегодня молодцы, хорошо поработали
Спасибо вам за активное участие.