Вы просматриваете: Главная > Методическая копилка > «В стране цветов»

«В стране цветов»

Наблюдение за природой летом в детском саду для детей 5-6 лет.

Тема «В стране цветов»

Провела и подготовила

воспитатель группы Бульбас Н.П.

Задачи:

  • знать и различать 6—7 цветущих травянистых растений;
  • знать характерные особенности внешнего вида и строения цветов, периодичность цветения (первоцветы, цветущие летом, осенние цветы), зависимость роста и развития от внешних условий (влага, питательная почва, свет, тепло);
  • узнавать цветы в природе, на картинках, использовать в речи названия цветов;
  • различать цветы по месту их произрастания (садовые, луговые, полевые, лесные, водные);
  • иметь представление о цветущих лекарственных растениях (медуница, ландыш, мать-и-мачеха, одуванчик и др.);
  • о том, как выращивают цветы, как размножаются некоторые из них;
  • о цветнике, его устройстве;
  • знать о значении цветов в жизни человека;
  • уметь составлять описательный рассказ о цветке.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений о цветах

Задачи:

— формировать умение выделять в стихах строчки, характеризующие отличительные признаки цветка, особенности произрастания, размножения;

— развивать умение выразительно читать стихотворение, чувство стихотворного ритма, воображение, выразительность речи, память;

— воспитывать чувство прекрасного от соприкосновения с художественным словом.

Примерный перечень стихотворений: А. Прокофьев «Мак», М. Познанская «Ромашка», Е. Серова «Одуванчик», «Колокольчик», «Гвоздика», «Голодный шмелик», «Лежит кувшинка на листке», А. Толстой «Колокольчики мои», И. Токмакова «Незабудки», Е. Благинина «Одуванчик», Е. Трутнева «Улетает лето», «Цветы», Т. Шорыгина «Одуванчик», «Ромашка», считалка «Как у нас на нашей клумбе», Н. Кончаловская скороговорка «Собирала Маргарита», Г. Юнусова «Колокольчик», Е. Алябьева «Луговые цветы», «Садовые цветы», «Колокольчик», «Цветик-колокольчик».

Чтение познавательных рассказов и сказок о цветах

Задачи:

— формировать знания об особенностях внешнего вида, места произрастания, сроках цветения травянистых растений;

— развивать произвольное внимание, память, воображение, образную речь;

— воспитывать интерес к цветам, желание любоваться ими, выращивать их и радовать окружающих.

Словарная работа

Названия: цветы, роза, тюльпан, ромашка, гвоздика, лилия, колокольчик (другие, наиболее часто встречающиеся в данной местности в саду, парках и скверах, на лугу, в лесу, озерах и прудах), стебель, корни, листья, бутон, лепестки, семена, сухоцветы, первоцветы, венок, букет, лекарство, духи, варенье, Красная книга.

Признаки: садовые, полевые, луговые, водные, горные, степные, пустынные, редкие, лекарственные, весенние, летние, осенние, однолетние, многолетние, красивые, ароматные, пахучие, нежные, как солнышко, благородная, гордая, колючая, вьющаяся, ползучая, луковичные, низкие, высокие, разноцветные, живые, сухие, здоровые, чахлые, яркие, бледные, завядшие, увядающие, распускающиеся, полегшие после дождя, солнцелюбивые, теневыносливые и т.п.

Действия: растут, цветут, закрывают, раскрывают (лепестки), опускают (головки), осыпаются, наклоняются к земле, поворачиваются за солнцем, замерзают, засыхают, болеют, сажать, сеять, поливать, подкармливать, лечат, радуют, восхищают, разлетаются (семена), собирать, срезать, рвать, плести, составлять букет, охранять.

Наблюдения за цветами на участке ДОУ   DSC03650

Рассказ воспитателя о цветке и рассматривание его.

Вопросы

  • Нравится ли вам этот цветок? Чем?
  • На что он похож?
  • Какие части можно у него выделить?
  • Какой высоты этот цветок по сравнению с другими цветами?
  • Он растет большим кустом или одиноким растением?
  • Какие у цветка листья по цвету? Форме? Растут ли они от самой земли или от стебля? Их много или мало? Какая у них поверхность?
  • Что можно сказать о цветке? В какие цвета и оттенки окрашены лепестки? Какой формы сам цветок и его лепестки? Сколько лепестков у цветка? Как они расположены по отношению к сердцевине?
  • Пахнет ли цветок? Что напоминает этот запах?
  • Какие лепестки на ощупь? Что находится в середине цветка? Видна ли серединка сразу или надо раскрывать лепестки? Какого цвета серединка цветка? Цветок смотрит вверх на солнышко или наклонен к земле? Все ли цветки одинаковые? Чем отличаются?
  • Что можно сказать о стебле цветка? Какой он высоты? Толстый или тонкий? Растет прямо или пригибается к земле? Гладкий или шероховатый на ощупь? Свободный от листьев или нет?
  • В каком месяце лета цветет этот цветок? Как долго?
  • Это одно- или многолетнее растение?
  • Его высаживают семенами, клубнями или луковицами?
  • Это садовое, луговое, полевое или лесное растение? Почему?
  • Как нужно ухаживать за этими цветами, чтобы они всегда были красивыми?
  • Неприхотливое ли это растение или нуждается в особом уходе?
  • Срезают ли эти цветы в букет? В какое время суток это лучше делать?
  • Какие насекомые прилетают к цветку, чтобы поесть или отдохнуть?
  • Реагирует ли растение на погоду? Время суток? Как?

Пластический этюд «Цветок»

Задача: развивать пластику, пантомимическую выразительность.

Воспитатель предлагает детям «превратиться» в цветок, за которым они наблюдали, и изобразить его в бутоне, распускающемся, тянущемся к солнышку, склоняющем головку под дождем, умывающемся росой, раскрывающем лепестки для насекомых и т.п.

Конкурс на лучший рисунок цветка с натуры   DSC03690

Задача: развивать целенаправленное внимание, зрительное восприятие, изобразительное умение, чувство цвета и формы.

Воспитатель предлагает детям  нарисовать цветок таким, каким они его видят. Рисунки детей рассматриваются, из них составляется цветочная галерея. Выбираются и поощряются рисунки, на которых цветок изображен более реально, со всеми деталями.

Дидактическая игра «Расскажи о себе»

Задачи:

  • формировать умение составлять подробный описательный рассказ о выбранном цветке (строение, цвет, форма, размер, длительность, время цветения, место произрастания);
  • по описанию угадывать цветок, при необходимости дополнять свой рассказ, опираясь на наглядность;
  • развивать воображение, память, монологическую речь;
  • воспитывать внимательное отношение к речевой деятельности товарищей.

Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебную страну цветов. Всех детей он «превращает» в цветы, но в какие, никто не знает (ребенок выбирает цветок и говорит его название воспитателю на ушко). О выбранном цветке ребенок должен составить загадку-описание, вспомнить все подобности внешнего вида, места произрастания. Использовать при описании жесты, пантомимику. Выигрывает тот, кто описал ярко, подробно, и дети смогли угадать цветок. Для описания нужно выбрать наиболее известные детям цветы. Для сравнения описания с внешним видом цветка можно использовать натуральные цветы участка или открытки и картинки с их изображением.

 

 


Оставить отзыв

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо войти.