Вы просматриваете: Главная > Методическая копилка >

Конспект НОД

Познавательные путешествия

Береги землю!

        «Космос» 

Подготовили: воспитатель Ващенко А.Ф.

                          учитель-логопед Шумская Т.И. 

Задачи:

— развивать восприятие, внимание, память и мышление, дви­гательную активность, координацию;

— активизировать словарь по теме «Космос»;

— закреплять умения образовывать и употреблять в речи име­на существительные в форме множественного числа роди­тельного падежа;

— учить устанавливать семантическую связь между непроиз­водными и производными словами одного словообразова­тельного гнезда;

— формировать представления о порядке расположения пла­нет Солнечной системы;

— воспитывать бережное отношение к природе, любознатель­ность, интерес к новому, стремление постичь неизведанное;

— развивать творческое воображение, фразовую речь при от­ветах на вопросы и умения свободно и легко излагать свои мысли;

— формировать навыки конструктивного взаимодействия;

— создавать позитивный эмоциональный климат в группе.

Оборудование: «Солнечная система»; картинки с изобра­женными предметами; тактильная дорожка, веревки, обручи и пр.; проволока; ножницы, клей, цветная бумага; пакет; ста­кан с водой; цветные карандаши; таз; стакан; соль; восковой шарик (яйцо); груз для утяжеления (например, проволока); сахар; разноцветные пищевые красители, 5 стеклянных ста­канов; столовая ложка; молоко; ватная палочка, средство для мытья посуды.

ХОД:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем наше путешествие.

Логопед. Послушайте стихотворение:

Однажды приснился Василию сон, Как будто куда-то отправился он. Подругу Маринку, собаку Батона

Он вдруг удивил комбинезоном. Да это скафандр, бахилы и шлем. Застежки, карманы, десяток эмблем. Маринка с Батоном надели свои Скафандры, как будто бы из чешуи. Вот в космос открытый выходят они: Ракета, кометы да звезды-огни… Уран и Венера, Юпитер и Марс — всегда непонятными будут для нас! Земля — голубая планета людей, рассветов, лесов, листопадов, дождей… лучше с Земли любоваться Луной, Вовсю наслаждаясь ночной тишиной.

Воспитатель. Проснулся Вася и удивился: что за сон очеред­ной ему приснился! Решил посмотреть в календаре — может, праздник подскажет ему, что происходит во сне и наяву.

Логопед. Вася увидел дату: 21 марта — День Земли. И он все понял. Мы живем на Земле, где растут разнообразные де­ревья и растения, живет много животных, птиц и насекомых, где есть множество рек, морей и океанов. Наша планета такая огромная!

Воспитатель. Мы с вами совершим космическое путеше­ствие, увидим и узнаем много интересного. Из космоса наша Земля кажется голубой, поскольку на ней много морей и океа­нов. Мы узнаем, какие еще есть планеты. Но, для того чтобы попасть на космический корабль, вы должны выполнить зада­ние. Нужно вспомнить, что нас окружает на Земле.

Упражнение «Будь внимательным»

Воспитатель. Если я назову животное — хлопайте, если дерево — топайте, если какое-то другое растение — садитесь на корточки.

Словарный материал: мышь, ромашка, корова, рябина, ко­локольчик, дуб, тигр, волк, роза, клен, тополь, тюльпан, лиса, жираф, бегемот, береза, пион, ель, медведь, тюлень, кедр…

Дети выполняют задание.

Логопед. Молодцы, ребята! Вы были очень вниматель­ными и все показали правильно. Если посмотреть на косми­ческую карту, можно увидеть много планет и звезд. Вокруг Солнца планеты вращаются в строгом порядке. Я предлагаю вам запомнить их. В этом нам поможет стихотворение:

Меркурий известен под номером первым. Вторая — Венера, все помнят, наверное. Земля — она третья идет за Венерой. За ней сразу Марс, потеряв атмосферу. А пятый — Юпитер, из газа и пыли. Сатурн — тот шестой, мы кольцо не забыли. Уран — номер семь, там бушуют ветра. Восьмой же, Нептун — ледяная гора.

Воспитатель. Ребята, чтобы полететь в космос, нужно много знать и уметь. Такими знаниями и умениями обладают кос­монавты. Они очень сильные, ловкие и смелые. Давайте про­верим, кто из вас может стать космонавтом.

Упражнение «Млечный Путь»

Перед детьми — канат, «кочки», мостик из дощечек и пр.

Воспитатель Перед вами Млечный Путь. Вам нужно пре­одолеть его.

Дети ходят по канату, «кочкам», мостику из дощечек.

Логопед. Молодцы! Мы уже говорили, что Земля — одна из планет Солнечной системы. Это единственная планета, где можно жить.

Нужно беречь Землю, охранять природу. А сейчас давайте разгадаем космические загадки.

Дети разгадывают ребусы.

Воспитатель. Космонавты проводят различные опыты, что­бы лучше узнать жизнь не только в космосе, но и на Земле, найти способы сберечь нашу планету от гибели. Мы сейчас тоже попробуем стать космическими учеными.

Игра «Опыт»

Вариант 1

Пакет наполняют водой и осторожно протыкают его каран­дашами насквозь. Вода не выливается.

Вариант 2

В один стакан наливают воду и опускают восковой шарик (яйцо). В другом — разводят соляной раствор. Затем постепен­но вливают в стакан с восковым шариком соляной раствор. Шарик должен подняться.

Вариант 3

В каждый стакан добавляют разное количество ложек сахара. В первый — одну, во второй — две и т.д. Пятый остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливают по 3 столовых ложки воды и перемешивают. Затем в каждый стакан добавляют несколько капель краски (в первый — красную, во второй — жел­тую, в третий — зеленую, а в четвертый — синюю) и перемеши­вают. В чистый стакан с прозрачной водой добавляют содержимое стаканов начиная с красного, затем желтый и по порядку. Делать это нужно очень аккуратно. Получаются разноцветные слои.

Вариант 4

В молоко, налитое в тарелку, насыпают немного пищево­го красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватную палочку обмакивают в средство для мытья посуды и опускают в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги. Получается картина, похо­жая на вид Земли из космоса.

Логопед. Молодцы! Вы уже многое узнали о космосе.

Упражнение «Соберем семью»

Логопед. Сейчас мы будем «собирать семью» (родствен­ные слова) к слову «космос». Если слово, которое я назову, подходит — хлопайте в ладоши. Каждое решение обсудим.

Словарный материал: космонавт, космический, косматый, космолет, коса, космонавтика, косынка, космодром.

Воспитатель. Ребята, нам пора возвращаться домой. Вы уже знаете, что из космоса Земля кажется голубой и зеленой.

Творческое задание «Земля»

Воспитатель. Предлагаю вам создать модель нашей плане­ты. Нужно обернуть проволоку цветной бумагой. А еще мы с вами сложим бабочек, используя технику оригами. Бабочки украсят Землю. У нас получится прекрасный макет Земли.

Дети делают макет Земли.

Логопед. Понравилось вам наше космическое путеше­ствие? Какой вы увидели Землю из иллюминатора ракеты?

Дети отвечают.

Воспитатель. Ребята, помните, нужно беречь нашу планету. До встречи!


Оставить комментарий

Чтоdы оставлять комментарии, вам необходимо войти.