«Золотая хохлома»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по художественному творчеству на
тему: «Золотая хохлома»
Подготовила и провела
воспитатель МБДОУ д/с № 20
Короткова Г.И.
Задачи:
— Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
— Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.
— Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
— Развивать интерес детей к народному декоративно — прикладному искусству; художественному творчеству в декоративном рисовании.
— Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
Предварительная работа:
— Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
Просмотр видеоклипов: «Золотая Хохлома», песни М.Пахоменко «Хохлома».
Материал и оборудование:
Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки и др.) жёлтого цвета; кисти беличьи № 2, №5; подставки под кисточки, тычки, непроливайки с водой, салфетки.
Ход НОД
Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.
— Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!
— Любите отгадывать загадки?
Ответы детей: (Да).
Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
— Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.
— А вы идти со мной готовы? (Да). Тогда закройте крепче глазки, а на счёт пять откройте
(Дети закрывают глаза, и считают).
Звучит тихая народная мелодия.
— Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.
— И чего здесь только нет:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины — ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
— Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда?
Ответы детей: (радостное, весёлое и др.).
— Почему роспись называется хохломской?
Ответы детей: (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.
— Из чего мастера делают свою посуду?
Ответы детей: (Из дерева липы и берёзы).
— Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
— А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому?
Ответы детей: (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
— Какой цвет использует художник в хохломской росписи?
Ответы детей: (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
— Какой цвет используют мастера для фона?
Ответы детей: (Красный, жёлтый, чёрный).
— Назовите элементы узора в хохломской росписи
Ответы детей: (Завитки, травинки, капельки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
— А какие ягоды рисуют художники?
Ответы детей: (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
— Молодцы, ребята!
— А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать.
Проводится дидактическая игра «Угадай – ка!»
Составление описательных рассказов о хохломской посуде.
— Хохломская посуда бывает разной. Назовите ту, которая вам знакома. (Дети называют и показывают хохломскую посуду).
— А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!
И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.
— Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, чтобы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать вот эту посуду хохломским узором.
— Вы согласны? (Да!).
— Посмотрите, здесь и миски, и ложки и вазы. У них золотой жёлтый фон. Выберите любой понравившийся силуэт и пойдите в нашу художественную мастерскую.
Дети выбирают силуэт посуды, проходят на свои места, садятся.
— Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.
— С чего начнёте?
Ответы детей: (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая).
— Что будите рисовать после?
Ответы детей: (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).
— Что будите изображать на завитке сначала, что потом?
Ответы детей: (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т.д.).
— Как нужно рисовать травку и завитки?
Ответы детей: (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
— Что мы можем использовать для рисования ягод?
Ответы детей: (Кисть, тычок).
— Молодцы, ребята, всё знаете!
— А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
— Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит
народная мелодия «Гусли»).
— Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! А пока работы сохнут, предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
— А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд в нашем салоне
Работы выставляются на стенд и проводится их анализ
— Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.
— Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!
Наш художественный салон закрывается. Всем спасибо! До свидания!
Звучит народная мелодия.