«Учить «читать» графическую информацию»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ФЭМП
«Учить «читать» графическую информацию»
Подготовила и провела
воспитатель МБДОУ д/с № 20
Короткова Г.И.
Задачи:
1. Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
2. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.
3. Учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения.
4.Развивать внимание, память и логическое мышление.
Материалы к занятию: Тетради в клетку с изображением двух числовых линеек, состоящих из 10 клеток, карандаши, картинки с изображением лабиринтов.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям игровое задание «Рисуем задачу».
У детей тетради в клетку с изображением двух числовых линеек.
Воспитатель: Ребята, сколько клеток на числовой линейке?
Ответы детей (Десять клеток).
Дети отмечают на числовой линейке сначала 4 клетки, а затем еще 5 клеток (правильность выполнения задания они сверяют с образцом на доске). На основании рисунка делают запись для будущей задачи с помощью цифр и арифметических знаков. Дети читают запись, вызванный ребенок выкладывает ее на доске. По записи дети составляют задачу.
Воспитатель: А какие еще есть варианты задач?
Ответы детей
Дети вместе с воспитателем обосновывают правильность их составления, решают и отвечают на вопросы задачи, объясняют ее решение.
На второй числовой линейке дети обозначают 9 клеток (сверху) и 5 клеток (снизу слева). Затем аналогично составляют и решают задачу на вычитание.
Физкультминутка
Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения.
Покажите пальцем зайца, (правую руку сжать в кулак и выпрямить средний и указательный пальцы.)
Книжку, (положить рядом две раскрытые ладони.)
Орех. (сжать кулак.)
Указательному пальцу
Все известно лучше всех. (вытянуть вверх указательный палец, согнуть и разогнуть его.)
Воспитатель предлагает детям следующее игровое упражнение «Спрячь фигуры».
От предыдущего задания в тетрадях дети отсчитывают вниз 4 клетки.
Воспитатель дает детям новое задание: «Нарисуйте квадрат со стороной, равной двум клеткам. Отступите три клетки и нарисуйте еще один такой же квадрат. Продолжите рисовать квадраты до конца строки».
После выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Какую фигуру мы уже прятали в квадрат?»
Ответы детей (круг)
Ребенок на доске показывает, как вписать круг в квадрат. Дети выполняют задание в тетрадях.
Воспитатель предлагает детям подумать, какую еще фигуру можно спрятать в квадрат.
Ответы детей (треугольник).
Воспитатель показывает, как вписать треугольник в квадрат: верхнюю сторону квадрата надо разделить пополам и поставить точку, а затем прямыми линиями соединить ее с левым нижним и с правым нижним углами квадрата.
Воспитатель выясняет у детей, где спряталась третья сторона треугольника.
Ответы детей (в стороне квадрата)
Дети отсчитывают от предыдущего задания вниз две клетки и рисуют квадраты в строчку на расстоянии две клетки друг от друга и вписывают в них треугольники.
Воспитатель предлагает детям следующее игровое упражнение «Ищем дорожку к домику».
У детей картинки с изображениями лабиринтов. Воспитатель предлагает рассмотреть схему пути на графическом рисунке и прочертить дорогу к домику в соответствии со схемой.