«Волшебница вода»
Конспект
Организация совместной деятельности
«Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы»
«Волшебница вода»
в старшей группе.
Выполнила: воспитатель
Головко Елена Николаевна
Задачи приоритетной области: «Познавательное развитие»
— Ознакомление с природой и природными явлениями.
— Формирование первичных представлений о природном разнообразии планеты Земля.
— Развитие любознательности и познавательной мотивации.
— Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Задачи ОО в интеграции:
«Социально-коммуникативное развитие»: развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки и др.).
«Речевое развитие»: расширять представление детей о многообразии окружающего мира, обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.
«Художественно-эстетическое развитие»: развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира; развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения.
Предварительная работа: беседы о природе, о воде в различном состоянии, показ презентаций о воде в природе, ежедневные наблюдения на участке, чтение рассказов и стихов о воде, трудовая деятельность в уголке природы и на прогулке, опыты и эксперименты с водой.
Оборудование для педагога: глобус, вода, красители пищевые, соль, сахар, лимонный сок прозрачные стаканы, коктельные трубочки, стекло, свежая морковь и яблоко, терка, мультимедийное оборудование с презентацией о воде, картинки с природными явлениями, мультфильм «Родничок».
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Я: — Ребята, посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (Ответы детей.) Нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды.
2. Основная часть.
Я: — Ребята, сколько жидкости мы выпиваем в день? Давайте посчитаем. (Ответы детей: чай, кофе на завтрак; компот на обед; молоко, кефир на полдник; чай на ужин; дома еще раз пьем чай и т. д.)
Я: — А еще борщи, супы, овощи.
Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости». (Лимонад, минеральная вода, кисель, сок, бульон, какао, молочный суп, морс, кока-кола и т. д.)
Я: — В каждом фрукте и овоще есть вода. Давайте посмотрим, сколько сока в моркови и яблоке.
Опыт. Я с детьми тру морковь и яблоко на терке, отжимаю сок.
Я: — Вода обладает чудесным свойством, она может растворять различные вещества. Съел ты бутерброд, разжевал, проглотил, вода растворит этот бутерброд на мелкие частички, и кровь разнесет питательные вещества по всему организму, каждой клеточке. Вода — это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться.
Загадки о воде
1. Сперва летит, потом бежит,
Потом на улице лежит…
Тогда без бот или калош Его сухим не перейдешь.
(дождь)
2. Растет она вниз головою, Растет не летом, а зимою.
Чуть солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
(сосулька)
Что за звездочки сквозные
3. На пальто и на платке?
Все сквозные — вырезные,
А возьмешь — вода в руке. .
(снежинки)
Я: — Кто знает, что на глобусе обозначено белым цветом? (Ответы детей.)
Я: — Это тоже вода. А еще вода умеет превращаться в дождь, пар, туман, облака и т.д. (Я предлагаю детям картинки с изображением пейзажей в различные времена года.)
Я: — Найдите воду. Кто узнает ее? (Дети находят воду в видоизмененном состоянии.)
Опыт
Я предлагаю детям определить, одинаковая ли вода в трех стаканах по цвету, по прозрачности, по вкусу, по температуре.
Я: — Как мы определим цвет, прозрачность? (Ответы детей: глазами.)
Я: — Температуру? (Ответы детей: рукой.)
Я: — Вкус? (Ответы детей: языком.)
Дети определяют глазами, рукой, языком цвет, прозрачность, температуру, вкус.
Я: — Вода прозрачная, бесцветная, холодная, а на вкус — соленая, сладкая, кислая.
Я: — Ребята, посмотрите, соли, сахара, лимонного сока не видно, а вкус остался.
Я: — Что за волшебница-вода? Оказывается, вода обладает способностью растворять соль, сахар, лимонный сок. (Показ презентации).
Я: — Ребята, а вы знаете, что морская вода тоже соленая? Как в нее соль попала? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли. Реки приносят эту соль в море, где она остается на все время, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается свежей и несоленой, так как реки постоянно наполняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.
Я: — А как реки знают, что им надо течь к морю?
Опыт
Я: — Возьмем кусочек стекла, нальем на стекло немного воды… Что получилось? (Лужа, озеро маленькое.) А теперь наклоним стекло… Речка потекла. А если сильно наклонить? Теперь совсем быстро потекла. Вот так и в природе. Если река течет с гор, то течет быстро. Если по равнине, течет медленно.
Я: — Вода бывает разная: соленая морская, пресная речная. А кто пробовал родниковую воду? (ответы детей)
Я: — Родниковая вода — самая полезная, самая чистая, она бьет из глубин земли. (Мы подходим к крану с водой.)
Я: — А откуда у нас дома и в детском саду вода? Реки рядом нет, пруд далеко за городом. Мы пользуемся речной водой. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением. Сначала вода проходит через специальные решетки, которые задерживают рыб, водоросли. Дальше — мелкая сетка, еще дальше — фильтры, где вода становится совсем чистой. Чистую воду насосы качают в подземные трубопроводы. Инженеры-водопроводчики построили длинный путь к каждому дому, детскому саду, школе, магазину, заводу. Вода по трубам доходит до самых верхних этажей.
3. Заключительная часть.
Я: — Кажется, что воды на Земле много. Вон сколько голубой и белой краски на глобусе! Сейчас в мире воды столько же, сколько было всегда. Но сегодня на планете живет людей намного больше и воды используют больше. Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную, уже использованную воду. Сколько людей должны потрудиться, чтобы опять очистить эту воду. Выучим правила пользования водой. Я называю – дети повторяют.
1. Закрывать кран с водой.
2. Не пускать воду сильной струей.
3. Набирать столько воды, сколько необходимо, не наполнять ванну доверху.
4. Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Показ мультфильма «Родничок», обсуждение увиденного.