Конспект
Организация совместной деятельности
«Речевое развитие»
Автоматизация звука «С»
в логопедической группе
Подготовила: учитель-логопед
Шумская Татьяна Ивановна
Цель: автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках и стихах.
Задачи приоритетной области: «Речевое развитие»
— уточнять и обогащать словарный запас;
— формировать навыки звукового анализа и синтеза;
— развивать грамматический строй речи – употребление существительных в развитии фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
— развивать просодическую сторону речи;
— развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов;
Задачи ОО в интеграции:
«Познавательное развитие»: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику руки, артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание;
«Физическое развитие»: развитие речи посредством движения;
«Социально-коммуникативное развитие»:
— формировать положительную мотивацию на занятии;
— формировать самоконтроль за речью;
— формировать коммутикативные навыки.
Предпосылки учебной деятельности: умение определять цель предстоящей деятельности и добиваться результата.
Оборудование для педагога: видеопроэктор, дидактическое пособие «Домик», предметные картинки со звуком «С», мяч.
Оборудование для детей: зеркала, массажные ёжики,
Ход НОД
1. Организационный момент
Повторение стихотворения «Киска»
Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски.
Сыта киска – пуста миска.
2. Артикуляционная гимнастика
а) «Заборчик» – удерживаем улыбку под счёт 10–5 раз
«Трубочка» – удерживаем трубочку под счёт 10–5 раз
«Заборчик» – «Трубочка» – чередуем
«Самомассаж» языка:
«Замешиваем тесто» – высовываем язык вперед и убираем обратно в рот, при этом покусываем язык.
«Раскатываем тесто скалкой» – проталкиваем язык, сквозь сжатые зубы (движение вперед-назад).
«Испекли блинчики» – покусываем кончик языка.
«Съели блинчики» – жуем язык, как жвачку (боковые края языка).
«Помыли посуду» – шлепаем по языку, говоря при этом пя-пя-пя.
«Конфетка» – губы сомкнуты. Напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую.
«Ёжики» – массажными ёжиками массируем внешние стороны щёк.
«Хомяк» – надуваем щёки и удерживаем под счёт 10.
«Суслик» – втягиваем щёки и удерживаем под счёт 10.
«Заборчик» – «Лопаточка» – удерживаем под счёт 10.
«Загони в ворота мяч» – выработка целенаправленой воздушной струи.
«Сердитая кошечка» – язычок прячем за нижние зубы, и удерживаем его за зубами.
«Сердитая кошечка за забором» – «кошка» прячется за забор, но продолжает злиться.
«Насос» – произносим звук «С» длительно на одном выдохе: с – с – с – с…
б) задание: пропеть гласные А – О – У – И – Ы – Э.
3. Автоматизация звука «С» в слогах с использованием пальчиковых упражнений
а) повтори прямые слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:
Са-Са-Са-Са-Са
Со-Со-Со-Со-Со
Су-Су-Су-Су-Су
Сы-Сы-Сы-Сы-Сы
Сэ-Сэ-Сэ-Сэ-Сэ
повтори обратные слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:
Ас-Ас-Ас-Ас-Ас
Ос-Ос-Ос-Ос-Ос
Ус-Ус-Ус-Ус-Ус
Ыс-Ыс-Ыс-Ыс-Ыс
Эс-Эс-Эс-Эс-Эс
б) повтори прямые и обратные слоги со звуком «С», «пальчики здороваются с большим пальцем»:
Са-Со-Су-Сы-Сэ
Ас-Ос-Ус-ыс-Эс
в) повтори прямые слоги со стечением согласных, «пальцы левой и правой руки здороваются друг с другом»
Ста – Сто – Сту – Сты
Сна – Сно – Сну – Сны
Сва – Сво – Сву – Свы
Спа – Спо – Спу – Спы
4. Развитие фонематического слуха
Задания:
а) Отложи фишку, когда услышишь «С»:
Ш – С – З – С – Ж – З – Ш – С – З – С – Ш и т.д.
Посчитай. Назови столько же слов, которые начинаются на звук «С» и положи фишку обратно в коробку.
б) Хлопни, когда услышишь слог «Со»:
Зо – Со – Шо – Су – Са – Цо – Со – Шо – Со – Су – Зо – Са – Жо – Су – Со
в) Подними синюю карточку, услышав слова, в которых есть звук «С» в середине слова
Шапка, оса, зайка, санки, посуда, ботинки, косы, туфли, песок, шуба, осока, цыплёнок, фасоль, санки.
5. Карточки-картинки с использованием дидактического пособия «Домик»
Задание: называй картинки. Карточки без звука «С» положи слева, а со звуком «С» положи в свой домик.
6. Игра «Назови ласково» друг с другом.
Куст – кустик
Нос…
Ус…
Сом…
Самолёт…
Кот…
Сад…
7. Игра «Один – много» с мячом
Кусок – куски
Маска…
Леска…
Аист…
Куст…
Пустая миска…
Вкусная сосиска….
8. Повторить предложения
Задание: повтори предложения сначала перед зеркалом, а затем без него.
Алиса входит в класс
Соня посадит кактус
Денис кусает кокос
Стоит высокая статуя
Слава спит спокойно
Света идёт по ступенькам
Стул стоит у стола
Соня пьёт сок
Соня пьёт вкусный сок
Соня пьёт вкусный ананасовый сок
Физкультминутка
Речь с движением.
Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается — кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы — убегает от беды.
Прыгнул в бок и оглянулся, и под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок, чтобы найти никто не смог.
Выполнение движений по тексту.
9. Задание: замени первый звук в слове на звук «С»
Мода – …(сода), ноль – …(соль), Тоня – …(Соня), халат – …(салат), дам – …(сам), бок – …(сок), дом – …(сом), кон – …(сон), лук – …(сук), мало – …(сало).
10. Задание: доскажи словечко
Из картофеля и круп
Повар сварит вкусный… (суп)
Чтобы подрасти ты смог
Утром пей фруктовый… (сок)
Мчатся с горки сами
Новенькие… (сани)
Суп мы сварим из фасоли
И в него добавим… (соли)
11. Игра «Исправь ошибки»
Мясо ест собаку – Собака ест мясо.
Капуста съела Саню –
Мост едет по автобусу
Санки едут на Соне
Сок пьет Костю из стакана.
12. Повтори чистоговорки
ас – ас – ас – покупаем ананас
ас – ас – ас – какой вкусный ананас
ас – ас – ас – съедят осы ананас
ус – ус – ус – у ананаса дивный вкус
ис – ис – ис – ананасы ест Денис
13. Итог занятия
Какой звук научились произносить? В каком замке живет? Есть у него мягкий братец?
Спасибо за занятие!