обучение грамоте «Звуки [х], [х’]. Буква X.
МБДОУ детский сад №20
г. Тимашевск, Тимашевский район.
Конспект
Организация совместной деятельности
«Речевое развитие»
обучение грамоте
«Звуки [х], [х’]. Буква X.
в логопедической группе.
Выполнила: учитель-логопед
Шумская Татьяна Ивановна
Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х’] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков, познакомить детей с буквой X.
Задачи приоритетной области: « Речевое развитие»
— развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х’] в речи, отличая их от других звуков русского языка;
— выделять звуки [х], [х’] в начале, в середине и в конце слова;
— продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговый анализ коротких слов, преобразовывать слова;
— познакомить с буквой Х, составлять слова из букв;
— закреплять навык произношения звуков [х], [х’] в стихотворениях и скороговорках;
— предупреждать переутомление детей;
— воспитывать усидчивость, интерес.
Задачи ОО в интеграции:
«Познавательное развитие»: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику руки;
«Физическое развитие»: развитие речи посредством движения;
«Социально-коммуникативное развитие»: продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, учить коллективным играм.
Предпосылки учебной деятельности: умение определять цель предстоящей деятельности и добиваться результата.
Оборудование для педагога: картинки хомяка и хорька, картинки демонстрационные (халат, хобот, мухоморы, мухи, петух, подсолнух, холодильник, хлеб, сухари, хлебца);
Оборудование для детей: буквы, кассы букв, зеркала, фасоль на тарелочках.
Ход НОД
Организационный момент
Психогимнастика
—Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!». На празднике вы плясали: «Эх,эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»
I. Объяснение нового материала
1. Знакомство со звуками [х], [х’] Послушайте стихотворение.
Завидовал хорек соседу хомяку:
«Имеет он в каждой щеке по мешку!
И мне бы хотелось с такими щеками
Зерно приносить в кладовую мешками».
(По Т. Крюковой)
О каких животных в нем идет речь? С какого звука начинаются слова хорек и хомяк? Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуками [х], [х’].) Рассмотрите картинку. Кто из зверьков худой, а кто толстый? Кто высокий, а кто низкий?
2. Характеристика звука:
Символ звука: дедушка храпит: ХХХХ…
-посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х];
— губки и зубки свободны;
— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;
— горлышко «молчит».
Характеристика: — согласный (язычок создает преграду воздуху), глухой, бывает твердым и мягким и обозначается синим и зеленым кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х»).
3. Развитие фонематического восприятия.
Игра: «Поймай звук»
Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
Хлеб, молоко, батон, мох ухо, утка, рыба, хвост, туча, посуда, хобот.
Игра «Добавь звук», который потерялся из слов
Пету…, пасту…, лопу…, горо…, отды…, запа…, шоро…, мо…, сме…, стра….
Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х]
Салат- халат, голод-холод, сор-хор, год-ход, свалить-хвалить, гудеть-худеть, Глеб-хлеб.
4. Знакомство с буквой X.
Записать буквы X, х на доске.
5. Пальчиковая гимнастика «Ягоды»:
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. обе руки «идут» указательными
За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.
6. Закрепление графического изображения буквы Х.
— нарисуйте в воздухе Х(закрыв изображение буквы, попросить детей показать еще раз букву). А
А теперь давайте выложим ее из фасолинок.
7. Физминутка
Хомка-хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встает щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
8. Проговаривание звуков [х], [х’] в скороговорках, стихотворениях.
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо- хвастаться и хныкать.
Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.
9. Упражнение подарки для Хомячка и Хорька.
— Ребята давайте подарим нашим гостям подарки с их любимыми звуками в названиях.
Например: Я подарю Хомячку холодильник, чтобы он хранил в нем продукты.
(дети составляют предложения)
10. Подведение итогов занятия
Педагог читает выводы и проверяет, насколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.
Запомни!