Вы просматриваете: Главная > Методическая копилка > обучение грамоте «Звуки [х], [х’]. Буква X.

обучение грамоте «Звуки [х], [х’]. Буква X.

МБДОУ детский сад №20

г. Тимашевск, Тимашевский район.

Конспект

Организация совместной деятельности

 «Речевое развитие»

обучение грамоте

  «Звуки [х], [х’]. Буква X.   

в  логопедической  группе.

Выполнила:   учитель-логопед

 Шумская Татьяна Ивановна

Цель:  формировать правильное произношение звуков [х], [х’] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков, познакомить детей с буквой X.

IMG_20161020_095029

Задачи приоритетной области: « Речевое развитие»

— развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х’] в речи, отличая их от других звуков русского языка;

— выделять звуки [х], [х’] в начале, в середине и в конце слова;

— продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговый анализ коротких слов, преобразовывать слова;

— познакомить с буквой Х, составлять слова из букв;

— закреплять навык произношения звуков [х], [х’] в стихотворениях и скороговорках;

— предупреждать переутомление детей;

— воспитывать усидчивость, интерес.

Задачи ОО в интеграции:

«Познавательное развитие»:  развивать внимание, память, мышление,  мелкую моторику руки;

«Физическое  развитие»:   развитие речи посредством движения;

«Социально-коммуникативное развитие»: продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, учить коллективным играм.

Предпосылки учебной деятельности: умение определять цель предстоящей деятельности и добиваться результата.

Оборудование для педагога:   картинки хомяка и хорька,  картинки демонстрационные (халат, хобот, мухоморы, мухи, петух, подсолнух, холодильник, хлеб, сухари, хлебца);

Оборудование для детей:    буквы, кассы букв, зеркала,  фасоль на тарелочках.

Ход  НОД

Организационный момент

Психогимнастика

Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!». На празднике вы плясали: «Эх,эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

I. Объяснение нового материала

images (4) images (5)

1. Знакомство со звуками [х], [х’] Послушайте стихотворение.

Завидовал хорек соседу хомяку:

«Имеет он в каждой щеке по мешку!

И мне бы хотелось с такими щеками

Зерно приносить в кладовую мешками».

(По Т. Крюковой)

О каких животных в нем идет речь? С какого звука начинаются слова хорек и хомяк? Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуками [х], [х’].) Рассмотрите картинку. Кто из зверьков худой, а кто толстый? Кто высокий, а кто низкий?

2. Характеристика звука:

Символ звука: дедушка храпит: ХХХХ…

-посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х];

— губки и зубки свободны;

— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;

— горлышко «молчит».

Характеристика: — согласный (язычок создает преграду воздуху), глухой, бывает твердым и мягким и обозначается синим и зеленым кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х»).

3. Развитие фонематического восприятия.

 Игра: «Поймай звук»

Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх

Хлеб, молоко, батон, мох ухо, утка, рыба, хвост, туча, посуда, хобот.

Игра «Добавь звук», который потерялся из слов

Пету…, пасту…,  лопу…, горо…, отды…, запа…, шоро…, мо…, сме…, стра….

Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х]

Салат- халат, голод-холод, сор-хор, год-ход, свалить-хвалить, гудеть-худеть, Глеб-хлеб.

4. Знакомство с буквой X.

Записать буквы X, х на доске.

5. Пальчиковая  гимнастика «Ягоды»:

Раз, два, три, четыре, пять,                          Пальчики обеих рук здороваются.

В лес идем мы погулять.                             обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной,                             и средними пальчиками по столу.

За брусникой, за калиной.                  Загибают пальчики, начиная с большого.

6.  Закрепление графического изображения буквы Х.

— нарисуйте в воздухе Х(закрыв изображение буквы, попросить детей показать еще раз букву). А

А теперь давайте выложим ее из фасолинок.

IMG_20161020_094925 IMG_20161020_095029 IMG_20161020_095157 IMG_20161020_095218 IMG_20161020_095238

7. Физминутка

Хомка-хомка, хомячок, полосатенький бочок.

Хомка раненько встает щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

8. Проговаривание звуков [х], [х’]  в скороговорках, стихотворениях.

Хорошо хвалить, хихикать,

Худо- хвастаться и хныкать.

Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали:

Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

9. Упражнение подарки для Хомячка и Хорька.

— Ребята давайте подарим нашим гостям подарки с их любимыми звуками в названиях.

Например: Я подарю Хомячку холодильник, чтобы он хранил в нем продукты.

(дети составляют предложения)

10. Подведение итогов занятия

Педагог читает выводы и проверяет, насколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.

Запомни!

 

 

 

 

 

 

 

 


Оставить комментарий

Чтоdы оставлять комментарии, вам необходимо войти.