Мы живём на Кубани.
Мы живём на Кубани.
Сценарий праздника в подготовительной к школе группе.
Подготовила: музыкальный руководитель Петрова М.Е.
Цель: формировать у детей чувство любви к родному городу, краю и традициям Кубани.
Задачи: закреплять представления детей о родном городе: его истории, культуре, традициях;
- Ø совершенствовать исполнительские умения и навыки: выразительно, эмоционально петь, передавать в движении характер музыки, используя средства выразительности;
- Ø обогащать словарный запас детей словами-диалектами края, воспитывать чувство гордости за родной город.
Оборудование: старинный сундучок — в нём предметы быта казаков, альбом «Тимашевск живописный» с репродукциями художника В.Тахтамышева, слайды «Достопримечательности Тимашевска», разрезные картинки с изображением вида города Тимашевска, мультимедиапроектор, ноутбук, интерактивная доска, деревянные лошадки-палочки по количеству мальчиков, различная старинная посуда, три скатерти ( для игры «Ждём гостей»), конверты с разрезными картинками ( для игры «Собери и назови»), муляжи колосков пшеницы, ржи, риса (для игры «Хлеборобы»), корзины с муляжами овощей и фруктов (для игры «Собери урожай»).
Предварительная работа: разучивание народных кубанских песен, танцев, хороводов, игр;
- Ø экскурсия в кубанскую избу с целью ознакомления с кубанским бытом;
- Ø изучение тематического буклета «В культуре наша жизнь»;
- Ø чтение стихов тимашевских поэтов Т.Лубяновой, И.Карцевой, Ж. Цикало;
- Ø рассматривание репродукций художника В. Тахтамышева «Тимашевск живописный»;
- Ø посещение концерта детского ансамбля народной песни «Красуня»;
Дети под мелодию кубанской народной песни «Едут полем казаченьки» въезжают в зал ( мальчики на «лошадках», девочки чуть сзади мальчиков, положа левую руку на правое плечо мальчиков. «Разъезжаются» парами врассыпную по залу.)
1ребёнок: Просыпается Кубанская земля-
Золотые хлебные поля.
А вокруг, на солнечных дорогах,
Запевают с ветром тополя.
2ребёнок: В старинном Тимашевском курене
Парит орёл над степью в вышине,
А на земле такая благодать,
Что хочется всё в песне передать. ( автор М.Е.Петрова)
Исполняется «Песня о Тимашевске». (автор В.И. Безобразов)
Казачка в народном казачьем костюме входит в музыкальный зал, приносит старинный сундучок.
Казачка: Здравствуйте, ребята!
Из далёких времён принесла я вам поклон.
Приглашаю вас всех, без исключения,
в прошлое Тимашевского куреня.
А как вы думаете, как можно попасть в прошлое?
(Дети предлагают варианты, высказывают предположения.)
Конечно, туда можно попасть и на машине времени, и с помощью волшебства. А сегодня совершить путешествие по реке времени нам поможет волшебный сундучок. Ну что ж, начинаем наше путешествие.
Исполняется танец «Казачья полька». (музыка И.Петрусенко)
Казачка: Сундучок наш открываем в прошлое мы попадаем.( Открывает сундук.) Посмотрите, что же в нём.(Достаёт деревянную посуду, дети называют предметы). — Правильно, посуда: и ковши, и чашки, и солоницы, и ложки, и чарки, и миски, и блюда – все красивые резные, яркой краской расписные. Всё правильно назвали. А из чего сделана эта посуда и как её изготовляли??
Дети отвечают: такую посуду делали из дерева, выдалбливали, вырезали и т.д.
Казачка: А не пора ли нам стол накрывать для гостей? Ну, кто знает, как красиво и правильно расставить посуду на столе?
Проводится игра «Ждём гостей».
( Трое детей накрывают каждый свой стол: кто быстрее, правильно и красиво)
Казачка: Слышу, музыка звучит, сундучок нам говорит:
Вы скорее собирайтесь, в путь дорогу отправляйтесь.
Пару вы себе возьмите, к столам тихо подойдите.
Там в конвертиках – секрет, кто откроет – даст ответ.
Но одно запомнить нужно, что работать нужно дружно.
Вы картинки соберите, чей это дом, скорей назовите.
Правильно отвечаете – поддержку волшебного экрана получаете.
Проводится дидактическая игра «Собери и назови».
(Дети в парах собирают из частей картинку и называют.При правильном ответе на интерактивной доске появляется изображение достопримечательности города.)
Казачка: Вы правильно всё назвали . А как раньше назывался наш город?
Дети отвечают: Станица Тимашевская.
Казачка: В станице нашей ежегодно проводились ярмарки. Особенно хороши они осенью, после сбора богатого кубанского урожая. На них люди не только покупали разные товары. Это были праздники веселья для всех. Отовсюду раздавались частушки.
3ребенок: Говорят частушки вроде
В наши дни уже не в моде,
Разве дело только в моде
Если любят их в народе.
А вы, парнишки и девчушки,
Не хотите ль спеть частушки?
Исполняются « Тимашевские частушки».
Казачка: Хорошо частушки спели, сразу видно, от души. На ярмарках всегда шутили, песни пели, плясали, хороводы водили. Весёлый у нас народ. Умеет отдыхать, но умеет и трудиться.
Казачка: Так! А что ж на этот раз сундучок для нас припас?
(Достаёт пшеничные колосья)
Казачка: Земли Кубани широки, необъятны,
Каждый день и хорош и пригож.
Поезжай за моря, океаны —
Лучше Кубани ты не найдешь!
Богата наша Кубань людьми, которые любят землю, а земля щедро одаряет за их труд.Сейчас мы отправимся на экскурсию в поле.
Выходят дети – колоски.
1 колосок: Склонила тяжелую голову рожь,
Спасибо вам солнце и ласковый дождь,
Спасибо земля, что была моим домом.
И чудо- рукам, моим старым знакомым.
2 колосок: Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай берегут
Спасибо вам руки за добрый ваш труд.
3 колосок: Я долгую зиму в земле пролежало
Ютилось под снегом, от стужи дрожало
Но солнце меня обогрело давно,
И я принесло золотое зерно.
Исполняется танец «Цвети, Кубань».
(музыка И. Петрусенко, слова П. Шестакова)
Казачка: Подоспели хлеборобы,
Чтобы урожай собрать.
Покажите, хлеборобы,
Как пшеничку нам убрать!
Проводится игра «Хлеборобы».
( Муляжи колосков пшеницы, ржи, риса разложены по полу.Вызываются трое детей, которым даётся задание: под музыку собрать каждому свои колоски)
Казачка: А теперь ребята, отправимся на экскурсию в сад, где растут ароматные кубанские яблоки.
Золотое время года
Осень добрая пришла,
Расскажите садоводы
Как у вас идут дела?
Выходят два ребёнка- садовода.
Садоводы: Вот что в нынешнем году
В нашем выросло саду.( показывают корзину с фруктами)
Казачка: Золотое время года,
Осень добрая пришла,
Расскажите огородники,
Как у вас идут дела?
Выходят два ребёнка- огородника.
Огородники: Потрудился весь народ,
Опустел наш огород!( показывают корзину с овощами)
Ведущая: Урожай созрел, поспел. Но его нужно собрать, рассортировать. Ребята, кто поможет нашим садоводам и огородникам.
Проводится игра « Собери урожай».
(Из общей корзины рассортировать отдельно овощи и фрукты)
Казачка: Поработали на славу, а теперь и отдохнуть можно.
4 ребенок: Как на нашей улице
Весь народ волнуется.
Вышла молодица-
На народ дивится!
Исполняется кубанская народная песня «Молодыцагарна». (девочки)
Казачка: И казачата наши бравые спешат свою удаль показать.
Выходят казачата.
1казак: Солнце село за горою дальней,
Выплыл в небе месяц молодой.
Едут полем казаченьки
С песней удалой!
2казак: У станицы встретят нас девчата,
Заиграет весело баян.
Над рекой польются песни,
Уносясь в туман!
3казак:Как начнут да каблучки казачьи
Звонко-лихо дроби выбивать.
Всю-то ночку до рассвета
Будем мы гулять! ( И. Петрусенко)
Исполняется танец « Казачата» (мальчики)
Казачка: Очень славно погуляли,
Кубань нашу прославляли.
Дети становятся врассыпную по залу.
5ребёнок:Люблю тебя, мой край родной.
Моё неповторимое сказанье:
Крылатые вершины синих гор,
Степная даль родной Кубани!
6ребёнок:Кубань! Другой красы не знаю,
Гляжу, дыханье затая.
Кубань! Тебя я сердцем обнимаю,
Все песни о тебе, цветущая земля!
Исполняется песня «Над Кубанью, над рекой!»
Казачка: Сундучок наш закрывается, всё на место возвращается. (закрывает сундучок, дети выстраиваются за казачкой и выходят из зала) Список используемой литературы:
- «Тимашевск: между прошлым и будущим» В.В.Лебедев
- «Едут полем казаченьки» И.А.Петрусенко
- Сборник стихов Т.Лубяновой
- Тематический буклет «В культуре наша жизнь».
- «Кубань-земля, открытая для всех» В.Н.Ратушняк
- «Родная Кубань» В.Н.Ратушняк