«Путешествие в страну звуков»
Конспект НОД
Тема:
Учитель-логопед
Шумская Т.И.
Цели:
-Познакомить детей с понятием «звуки», их разновидностью, способах образования;
-дать понятие «буква»,
-формировать фонематическое восприятие,
-развивать навыки звукового анализа и синтеза,
-обогатить и уточнить словарный запас детей по темам: «Транспорт», «Органы речи»,
— упражнять детей в подборе слов – антонимов,
— формировать навыки правильного речевого дыхания,
-совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику, координацию движений с речевым проговариванием,
-развивать просодические компоненты речи.
-развивать психологическую речи базу (внимание, память. логическое мышление, воображение,
-воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками в совместной деятельности,
-активировать познавательный интерес детей.
Материал: мультимедийное оборудование, экран, кукла Звуковичок, индивидуальные зеркала, по количеству детей. колокольчик, набор карточек с гласными буквами, символы гласных звуков, ковер, кружочки с номерами от 1 до 10
Ход деятельности:
Логопед: — Ребята, в гости к нам пришел Звуковичок. Дети, а вы любите путешествовать? А вы хотели бы отправиться путешествие? Приглашаю вас в волшебную страну.
— Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?
Ответы детей: наземный, воздушный, водный, волшебный.
Логопед: — А мы отправимся на ковре самолете.
— Дети, возьмите билеты, с номерами посадочных мест. Проходите и занимайте места согласно номеру вашего билета.
Звучит музыка ветра.
Логопед: — Чтобы нам быстро добраться до волшебной страны. а во время полета нам не было страшно, мы выполним релаксационные дыхательные упражнения.
«Глубокий вдох через нос» (Левой рукой контроль на животе)
«Долгий выдох через рот» (Правой рукой контроль у рта)
— Дети, глаза закрываем, открываем. Когда услышим звук колокольчика.
Физкультурная минутка «Любопытная Варвара»
Логопед: — Дети, вот мы и прилетели в волшебную страну. Давайте посмотрим, где же мы оказались.
Любопытная Варвара
Смотрит влево
Смотрит вправо
Смотрит вверх
И смотрит вниз
Мышцы шеи напряглись
Возвращаемся обратно
Расслабляться так приятно.
(Возвращаемся в исходное положение).
Логопед: — Дети. а во время пути было тихо или вы что-то слышали? А с помощью чего мы различаем звуки?
Ответы детей: — Мы различаем звуки с помощью ушей – органов слуха.
Экспериментальная работа
— Дети, посмотрите на экран (на экране появляются буквы).
А теперь подойдем ко мне, закроем глазки (в этот момент звучат речевые звуки).
Логопед: — Что же вы видели на экране?
Ответы детей:- На экране мы видели буквы. Но не слышали. Буквы это видимое изображение.
Логопед: — А, что вы слышали?
Ответы детей: — Мы слышали звуки, но не видели.
Логопед: — Дети, мы отправляемся в город Звукоград. Там живут звуки нашей речи.
«Мы в город звуков речи
Идем и ждем мы встречи
Со звуками родными
Они ведь там живут
И есть у нас желанье
Красиво говорить
И всех без исключения
Сегодня удивить»
— Ребята, люди обладают бесценным даром – Речью. Животные умеют издавать звуки, но это не речь, они не могут разговаривать друг с другом.
Работа с зеркалами (знакомство с органами речи)
— С помощью чего мы произносим звуки? Отгадайте загадки.
Губы.
Можно их тянуть трубой
Или просто их открой
Просят даже наши зубки
Шире открывайтесь – (губки)
Зубы
Когда мы едем – они работают,
Когда мы не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить. Они заболят –(зубы).
Язык
Он скакать во рту привык
Шаловливый наш (язык).
Игра «Какие бывают звуки» (подбор слов антонимов)
Звуки бывают:
высокими – низкими,
тихими — громкими,
грубыми – нежными
долгими – короткими,
А еще звуки бывают:
теплыми — холодными
— Поднесите тыльную сторону руки ко рту и подуйте на нее, пропев песенку «Змеи»:
ШШШШШШШШШШШШШ….
— Дети, какая воздушная струя?
Ответ детей: Воздушная струя теплая
— А теперь поднесите ладошку и пропойте песенку «Насоса».
— Какая воздушная струя?
Ответы детей: Воздушная струя холодная.
Пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно,
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
(Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.
Логопед: — Дети. чтобы красиво и четко говорить, нужно тренировать наши органы речи. Давайте, проведем артикуляционную гимнастику (гимнастика проводиться за столом перед зеркалом)
1) – Назовите первый звук в словах:
А – А — А
«Широко рот открываю, звук веселый напеваю» — ааааааааа.
2) – Назовите первый звук в словах:
О – О — О
«Губы наши колесо звук получиться» — оооооо.
3) – Назовите первый звук в словах:
У – У — У
«Губы я трубой тяну и пою звук» — ууууууу
4) – Назовите первый звук в словах:
И – И – И
«Губы к ушкам потяни и получишь звук» — ииииии
5) – Назовите первый звук в словах:
Э – Э – Э
«Эге – гей! Звуковичок кричит, изо рта язык торчит» — ээээээ
6) – Назовите последний звук в словах: коты, столы,
Ы – Ы – Ы
«Ну –ка зубки покажите и пропой скорее» — ыыыыы
Логопед; — Звуки были все разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко.
— Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).
— Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и подарили им красные рубашки. Если звуки надевали эти рубашки, то они становились видимыми и превращались в буквы. Но стоило только снять рубашки, то звуки вновь становились невидимыми.
— Подберите каждому символы – звуку, его букву.
Дети подбирают буквы к символам-звукам.
Логопед: — Ребята, путешествие наше заканчивается. Что мы узнали о звуках?
Ответы детей: — Звуки слышим и произносим, но не видим.
Логопед: — Что мы узнали о буквах?
Ответы детей: — Буквы видим и пишем, но не слышим.
Логопед: — Дети, давайте скажем спасибо Звуковичку за познавательное путешествие. А теперь занимаем наши места, закрываем глаза, считаем до 10 и обратно.
— Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей.