«Как Туман друга себе искал»
Конспект НОД с использованием музыкотерапии в логопедической группе
«Как Туман друга себе искал»
музыкальный руководитель: М.Е.Петрова
Презентация к НОД «как туман друга искал»
Возрастная группа: подготовительная
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: музыкальная, коммуникативная, игровая.
Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, используя музыкотерапию.
Задачи:
1.Обучающие:
— обогащение музыкальных впечатлений детей ( яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера).
— формирование музыкального вкуса, музыкальной памяти.
— закрепление умения петь коллективно, с музыкальным сопровождением, в движении.
2. Развивающие:
— развитие танцевально-игрового творчества;
— формирование навыков художественного исполнения различных образов;
— создание условий для развития творческой активности детей в музыкальной, исполнительской деятельности (пение, танцевальные движения.)
— способствовать развитию мелкой моторики.
— укрепление физического и психического здоровья
3. Воспитательные:
-воспитание эстетического вкуса в передаче образа;
-совершенствование и развитие коммуникативных навыков детей;
— воспитание умения общаться через песню и танец.
Методы и приёмы: объяснительно – иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям.
Форма организации деятельности: групповая
Оборудование и средства: проектор, ноутбук, столы, песочный стол, шарфы разног цвета, звёздочки на палочках и на ободках, портреты композиторов, стульчики по количеству детей, дидактический цветок «Эмоции».
Мотивационный этап
Дети заходят в зал под музыку. Здороваются с гостями.
М.Р: Внимание! Внимание!
Кто меня видит – топните ножкой,
Кто меня слышит — хлопни в ладошки!
Мои юные друзья, я вижу, что у вас немного испуганные и грустные глаза. Вы не против, если я помогу вам найти хорошее настроение? (ответ детей) Тогда давайте проведём весёлую гимнастику.
Психогимнастика «Весёлый пирог»
Если стало вдруг кому-то
Очень грустно почему-то
И не знаешь — как же быть?
Как его развеселить?
Мы возьмём стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их весёлкой размешаем,
В тонкий юмор раскатаем,
Обваляем в прибаутках,
Запечём в горячих шутках.
Кто попробует кусочек –
Непременно захохочет (смеются)
— Я здоровым быть хочу,
Хохочу и хохочу.
Включается фонограмма весёлого смеха.
Муз рук-ль: Вот мы с вами и нашли хорошее настроение. А теперь я предлагаю поделиться им с нашими гостями.
Слайд №1
Посмотрите, ребята, к нам сегодня спустился Туман.
Слайд №2
Наверное, каждый из вас видел Туман? (ответ детей). Он часто по утрам спускается и окутывает своей пеленой всё вокруг. Он бывает такой густой, что через него ничего не увидишь. И, так же как и у нас, у Тумана бывает разное настроение: весёлое и грустное.
А какое настроение у нашего Тумана? (ответ детей) А у вас есть какие-нибудь предположения, почему он грустный? ( ответы детей) Хотите, я открою вам секрет? Он грустный , потому что у него нет друга, а ведь это, наверное, очень плохо. Как вы думаете? У вас есть друзья? ( ответы). Это замечательно, что у вас есть друзья. А вот у Тумана их нет.
Содержательный этап
Ребята, а вы поможете мне подобрать музыку, которая передаёт настроение Тумана?
Проводится музыкально-дидактическая игра «Музыкальное настроение».
(звучат несколько муз-х пьес, дети выбирают музыку грустного настроения)
М.Р: Ребята, а вы можете рассказать, какие музыкальные пьесы прозвучали? Вы их узнали? А какие композиторы написали эти музыкальные пьесы? (ответы)
Слайд №3
Обратите внимание, на нашем экране размещены портреты композиторов. А под каким номером портрет П.И.Чайковского?
Муз.рук-ль: Ребята, как звучала музыка? (грустно, тихо, печально)
А вы сможете передать настроение Тумана в движении?
Проводится танцтерапия – импровизация.
(для танца предлагаются шарфы разного цвета — нужно выбрать соответствующий цвет)
Муз рук-ль: Все постарались передать грустное настроение Тумана. А знаете ли вы, что остаётся на земле и деревьях после того, как Туман исчезает? (ответ детей)
Слайд №4
Так вот, даже капельки, не дождавшись, пока Туман исчезнет, сами убежали от него, потому что никак не хотели грустить, а хотели только играть и веселиться.
Исполняется танец «Капельки»
(одевают атрибут «капельки», расставляются стулья в шахматном порядке)После танца стулья убираются.
М.Р: А Туман всё грустил от того, что у него не было друга. И тут он вдруг увидел Тропинку, которая бежала в лес.
Слайд №5
Увидел и обрадовался!
Воспитатель: Туман спросил: «Тропинка, куда бежишь? Я очень одинок, стань моим другом!»
М.Р: А как мы будем с тобой дружить?
Воспитатель: Мы будем замечательно дружить. И ты, и я много знаем. Я много вижу, поднимаясь высоко над землёй, а ты много знаешь, потому что убегаешь далеко в лес. Вот мы и будем рассказывать друг другу разные истории.
М.Р: Это было бы замечательно, только уж очень я длинная. Один конец тебя хорошо слышит, а другой очень плохо.
Воспитатель: Ну, это не беда, Тропинка. Спой-ка лучше мне свою песенку.
М.Р: Ребята, поможем спеть песенку Тропинке? А кто-же сегодня нас поведёт по тропинке? ( считалка или ромашка «1,2.3-лепесток переверни)
Исполняется песня «Тропинка» Сл. и муз. В. Юдиной
М.Р: Красивая песня получилась, только вот посмотрите, пока мы с вами пели, Тропинка убежала. И Туман опять загрустил. Как вы думаете, почему это произошло? (ответы детей) А что бы вы сделали, чтобы помочь Туману? (ответы детей). Давайте попробуем догнать Тропинку! Станьте по кругу и постарайтесь выполнить все движения по тексту. Слушайте внимательно!
Проводится коррекционно-ритмическое упражнение «Тропинка».
1.По тропинке мы идём, идут друг за другом в ритме стиха
Громко песенку поём.
Ля-ля-ля-ля,
ля-ля-ля-ля.
2.С неба дождик вдруг полил, руки вверху, качают кистями рук
Кап-кап-кап-кап.
Все дорожки замочил руки внизу, качают кистями рук
Кап-кап-кап-кап.
3.Через лужи прыг да скок,
Прыг да скок, прыг да скок. прыжки на двух ногах
Впереди у нас мосток
Прыг да скок, прыг да скок.
4.По мосточку потихоньку идут на носочках
На носочках мы идём.
На знакомую тропинку
Мы с мосточка попадём.
5.А тропинка нас вела обычный шаг
И к болоту привела.
6.Ноги вязнут в мокрой глине, медленное поднимание ног
Тяжело их поднимать.
Будем медленно шагать.
7.Мы идём, идём – устали, поднять руки вверх и сбросить
Ноги на тропинке стали.
Впереди блестит вода, руку приложить ко лбу
Мы легко бежим туда! лёгкий бег
М.Р: Так старались, классно шли,
Но, тропинку не нашли…
Друзья мои, прислушайтесь, по-моему, я слышу, что кто-то плачет.
Слушание- рецептивная музыкотерапия «Плеск воды»
Слайд №6
Воспитатель: Да, это вздыхает Озеро. О чём же оно вздыхает? (ответы детей)
М.Р: У меня беда! Сейчас выйду из берегов от слёз!
Воспитатель:(Туман) О чём же ты плачешь?
Исполняется «Песенка Озера» Сл. и муз. В Юдиной (индивид.)
М.Р: Это плачут мои рыбки, что живут в моих водах. Они не могут уснуть. Слишком ярко светят звёзды, их свет мешает рыбкам спать. Вот они и плачут.
Слайд №7 Звучит музыка.
Воспитатель: Какая прекрасная музыка звучит. Это на ночном небе исполняют свой танец звёздочки. Потанцуем вместе с ними?
Проводится танцтерапия – импровизация «Звёзды»
( предложить выбрать атрибуты для танца-звёздочки на палочках и на ободках )
Воспитатель:(Туман) Может я смогу чем-нибудь помочь?
М.Р: Я не знаю, а что ты можешь сделать?
Ребята, кто-то из вас знает, как Туман может помочь Озеру? (ответы)
Воспитатель: (Туман) Я укрою тебя своим покрывалом, и все рыбки смогут уснуть.
М.Р: Ой, спасибо тебе, Туман!
Воспитатель: А пока рыбки будут спать, давайте прогуляемся по песчаному берегу Озера.
Слайд №8
(гуляют под музыку, воспитатель подходит к песочнице и начинает рисовать на песке, тем самым привлекая внимание детей)
Проводится песочная изотерапия «Рисунки на песке».
(Предложить кисти, палочки для рисования. Дети рассматривают рисунки на песке, стараются увидеть разные образы)
Воспитатель: У вас замечательно получается, ребята! Как вы считаете, у кого получилось лучше всех? ( ответы детей) И Озеро тоже, наверняка, будет очень довольно нашими рисунками.
М.Р: (Озеро) Спасибо тебе Туман, ты спас моих рыбок и меня. Ты настоящий друг!
Слайд №9
М.Р: Вот так, ребята, Туман и нашёл себе друга. И с тех пор Озеро и Туман стали неразлучны. И все вокруг радуются за них и любуются их волшебной красотой.
Слайд №10
Рефлексивный этап
Вы сегодня показали, какие вы доброжелательные. Я горжусь вами! Мне понравилось, как вы справились с заданиями. Напомните мне, пожалуйста, в кого вы сегодня превращались? А для чего вы это делали? (ответы детей) А сейчас я хочу узнать, с каким настроением вы уйдёте в группу. Вот эти солнышки помогут нам. Если сейчас у вас хорошее, весеннее, солнечное настроение, то выберите солнышко, соответствующее вашему настроению и выразите свои эмоции нашему зеркальному озеру. А если вы уходите с грустным настроением, вам совсем не понравилось, то выберите соответствующее солнышко.
Дети прощаются с гостями и уходят.
Слайд № 11