Вы просматриваете: Главная > Методическая копилка > Звук и буква «Ш»

Звук и буква «Ш»

НОД  Тема: Книжкина неделя

 

Подготовила и провела:

учитель-логопед  Т.И.Шумская

 

Цель : Формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звука Ш в слогах,

словах, и предложениях.

Образовательные:

• закрепление у детей правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях;

• научить характеризировать по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на

различные виды контроля;

• закреплять у детей умение употреблять предлоги;

• совершенствовать навыки чтения;

Развивающие:

• развивать фонематические процессы, зрительное и слуховое восприятие;

• упражнять детей в делении слов на слоги;

• развивать у детей общую и артикуляционную моторику;

• развивать дыхание и голос;

• упражнять в звуковом анализе слов;

Воспитательные:

• воспитывать у детей самоконтроль за речью;

• формирование положительной установки на образовательную деятельность.

Оборудование: Незнайка, Шпунтик, Баба Яга,картинка с предлогами,картинки на слоги макеты кочек разных цветов и написанными на них слогами, макет паровозика с вагонами, предметные картинки, макеты ключей, игрушка – змейка, конверт с письмом, цветные фишки для выкладывания схем.

1. Организационный момент.

Выделение четвёртого лишнего:

– Отгадайте, какое слово лишнее.(картинки на доске)

Шуба, кепка, платок, колпак.

Кактус, фиалка, шмель, роза.

Волк, шапка, лиса, белка.

2. Объявление темы.

Стук в дверь, заходит почтальон, подает письмо.

Логопед. — Ребята, нам прислали письмо, давайте прочитаем.

Логопед читает.

Дорогие ребята!

Пишу вам я, известный сказочный герой  Пунтик, живу я в одной очень хорошей книжке,

Приключения Незнайки.

Со мной приключилась беда, злой волшебник Звуколов похитил звук из моего имени и спрятал у себя в замке за семью замками.

Я прошу Вас, помогите!

Логопед. — Ребята, а кто знает, какой сказочный герой прислал нам это письмо?

Ответ детей. — Шпунтик.

Логопед. — Ну, а кто догадался, какой звук похитил Звуколов?

— Дети. -Зв. [Ш].

3. Акустико – артикуляционный образ звука.

Логопед. — Правильно ребята, Звуколов похитил звук [Ш]. А давайте мы с вами вспомним, какой это звук. Дайте характеристику звуку [Ш].

Дети: Звук [Ш] согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, обозначаем синим цветом.

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Звук [Ш] живёт в букве Ша.

4.Конструирование буквы Ш из элементов, и при помощи рук.

Логопед. — Молодцы. Ну что, постараемся помочь Шпунтику освободить звук [Ш]?

-Дети. Да.

Логопед. -Тогда отправляемся в путь.

5. Развитие артикуляционной моторики, дыхания.

Логопед. Ребята представим что мы попали в лес.

Логопед. – Ой, смотрите, на полянке дикие звери.

лисичка украла сметану, поела, облизывает губки (упр. “Оближи губки”),

зайчик грызет морковку (имитация жевания), волк злой и голодный рычит(р-р-р-р-р), хомячок набивает зернышки за щёки (надуть правую щеку, затем левую, потом обе щёки), Медведь есть мед, вкусно (упр. Вкусное варенье).

Логопед. А вы чувствуете, какой здесь свежий воздух? Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, а выдохните через ротик.

Дети вдыхают через нос, выдыхают через рот 3 раза.

– Ой, мне кажется, что мы заблудились. Давайте мы с вами крикнем АУУУУУУ, сначала три раза тихо, если нас не услышат, крикнем три раза громко.

Дети кричат АУУУУУ.

Логопед. – Ребята, посмотрите кто к нам приполз, это же змейка, она нам и покажет дорогу, но она очень любит звук [Ш] и просит вас поиграть с ней. Змейка будет произносить слоги и слова, а вы хлопните, если услышите звук [Ш].

6. Развитие фонематического слуха.

С, М, Ш, З, Ч, Ш, С, Т, Ш, Ж, Ч, Ш.

В слогах. Са, на, ша, шу, ту, му, шу.

В словах. Камыш, лампа, кошка, свинья, мышка, тапки, чашки.

Ну что ж, порадовали змейку, выполнили ее задание. Давайте мы тоже превратимся в змеек и отправимся в путь.

Дети идут змейкой и произносят звук Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

7. Автоматизация звука в слогах, в словах, в предложениях.

Логопед. — Всё ребята, змейка нас больше не сможет проводить, ей пора домой к своим деткам.

Давайте скажем спасибо.

Логопед. — Дальше мы с вами поедем на поезде.

Логопед. — Посмотрите, пассажиры стоят и не могут понять, в какой вагон им сесть, давайте поможем им.

Предметные картинки со звуком [Ш]. Дети делят слова на слоги. В вагон с одним окошком садятся пассажиры, в названии которых один слог, в вагон с двумя окошками садятся пассажиры, в названии которых, два слога и т.д.

Мышь, лягушка, Золушка, мишка, девушка, кошка, лошадка, черепашка, шмель, петушок.

Логопед. — Молодцы! Ну а теперь садимся и мы в поезд, отправляемся дальше.

Дети имитируют езду на поезде, произнося, Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

Логопед. — Дальше ребята мы не проедем на поезде, ведь впереди болото. Чтобы не провалиться в него, нам нужны надёжные кочки, вот они. Но, ребята, кочки эти заколдованы, и пока что в них нет силы, а чтобы их расколдовать, нужно прочитать слоги, которые в них записаны, и составить

из этих слогов слова.

Будьте внимательны, слоги соединяются в слова по цветам кочек.

Логопед.

— Какие вы молодцы! Справились и с этим заданием. Ну что болото мы преодолели.

Логопед. Смотрите ребята, путь нам преградила Баба яга. Она просит вас о помощи. Её друзья

разбежались по лесной полянке, а бабушка старенькая, плохо видит. Она просит вас подсказать,

где их искать.

Дети. — Кошка сидит на крыше.

— Шмель летает над ромашкой.

— Лягушка сидит под избушкой.

— Петушок стоит под деревом.

— Мышонок спрятался за пнём.

— Кукушка сидит на дереве.

Логопед. Ну вот и всё, помогли мы бабе — яге найти друзей.

Логопед. -Вот мы и дошли. Ребята, посмотрите какой красивый замок!

8. Звуковой анализ слова Шпунтик, выкладывание звуковой схемы.

— Вспомните, звук [Ш], спрятан за семью замками, а чтобы замки открылись, Звуколов нам придумал задание, выложить схему слова Шпунтик, за каждый правильно отгаданный звук мы с вами получим ключ. Будьте внимательны.

Дети выкладывают схему слова.

Логопед. — Посмотрите дверь открылась, и кто нас встречает? Буква [Ш].

Стук в дверь, заходит Шпунтик.

Шпунтик. — Спасибо большое ребята, Ну всё, мне пора домой, мои друзья, наверное заждались меня. До свидания.

Итог .

— Ребята, давайте вспомним, какой звук мы вернули Шпунтику?

— Звук [Ш].

— Дайте характеристику этому звуку.

— Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии


Оставить комментарий

Чтоdы оставлять комментарии, вам необходимо войти.