Звук и буква «Ш»
НОД Тема: Книжкина неделя
Подготовила и провела:
учитель-логопед Т.И.Шумская
Цель : Формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звука Ш в слогах,
словах, и предложениях.
Образовательные:
• закрепление у детей правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях;
• научить характеризировать по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на
различные виды контроля;
• закреплять у детей умение употреблять предлоги;
• совершенствовать навыки чтения;
Развивающие:
• развивать фонематические процессы, зрительное и слуховое восприятие;
• упражнять детей в делении слов на слоги;
• развивать у детей общую и артикуляционную моторику;
• развивать дыхание и голос;
• упражнять в звуковом анализе слов;
Воспитательные:
• воспитывать у детей самоконтроль за речью;
• формирование положительной установки на образовательную деятельность.
Оборудование: Незнайка, Шпунтик, Баба Яга,картинка с предлогами,картинки на слоги макеты кочек разных цветов и написанными на них слогами, макет паровозика с вагонами, предметные картинки, макеты ключей, игрушка – змейка, конверт с письмом, цветные фишки для выкладывания схем.
1. Организационный момент.
Выделение четвёртого лишнего:
– Отгадайте, какое слово лишнее.(картинки на доске)
Шуба, кепка, платок, колпак.
Кактус, фиалка, шмель, роза.
Волк, шапка, лиса, белка.
2. Объявление темы.
Стук в дверь, заходит почтальон, подает письмо.
Логопед. — Ребята, нам прислали письмо, давайте прочитаем.
Логопед читает.
Дорогие ребята!
Пишу вам я, известный сказочный герой Пунтик, живу я в одной очень хорошей книжке,
Приключения Незнайки.
Со мной приключилась беда, злой волшебник Звуколов похитил звук из моего имени и спрятал у себя в замке за семью замками.
Я прошу Вас, помогите!
Логопед. — Ребята, а кто знает, какой сказочный герой прислал нам это письмо?
Ответ детей. — Шпунтик.
Логопед. — Ну, а кто догадался, какой звук похитил Звуколов?
— Дети. -Зв. [Ш].
3. Акустико – артикуляционный образ звука.
Логопед. — Правильно ребята, Звуколов похитил звук [Ш]. А давайте мы с вами вспомним, какой это звук. Дайте характеристику звуку [Ш].
— Дети: Звук [Ш] согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, обозначаем синим цветом.
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Звук [Ш] живёт в букве Ша.
4.Конструирование буквы Ш из элементов, и при помощи рук.
Логопед. — Молодцы. Ну что, постараемся помочь Шпунтику освободить звук [Ш]?
-Дети. Да.
Логопед. -Тогда отправляемся в путь.
5. Развитие артикуляционной моторики, дыхания.
Логопед. Ребята представим что мы попали в лес.
Логопед. – Ой, смотрите, на полянке дикие звери.
лисичка украла сметану, поела, облизывает губки (упр. “Оближи губки”),
зайчик грызет морковку (имитация жевания), волк злой и голодный рычит(р-р-р-р-р), хомячок набивает зернышки за щёки (надуть правую щеку, затем левую, потом обе щёки), Медведь есть мед, вкусно (упр. Вкусное варенье).
Логопед. А вы чувствуете, какой здесь свежий воздух? Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, а выдохните через ротик.
Дети вдыхают через нос, выдыхают через рот 3 раза.
– Ой, мне кажется, что мы заблудились. Давайте мы с вами крикнем АУУУУУУ, сначала три раза тихо, если нас не услышат, крикнем три раза громко.
Дети кричат АУУУУУ.
Логопед. – Ребята, посмотрите кто к нам приполз, это же змейка, она нам и покажет дорогу, но она очень любит звук [Ш] и просит вас поиграть с ней. Змейка будет произносить слоги и слова, а вы хлопните, если услышите звук [Ш].
6. Развитие фонематического слуха.
С, М, Ш, З, Ч, Ш, С, Т, Ш, Ж, Ч, Ш.
В слогах. Са, на, ша, шу, ту, му, шу.
В словах. Камыш, лампа, кошка, свинья, мышка, тапки, чашки.
Ну что ж, порадовали змейку, выполнили ее задание. Давайте мы тоже превратимся в змеек и отправимся в путь.
Дети идут змейкой и произносят звук Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
7. Автоматизация звука в слогах, в словах, в предложениях.
Логопед. — Всё ребята, змейка нас больше не сможет проводить, ей пора домой к своим деткам.
Давайте скажем спасибо.
Логопед. — Дальше мы с вами поедем на поезде.
Логопед. — Посмотрите, пассажиры стоят и не могут понять, в какой вагон им сесть, давайте поможем им.
Предметные картинки со звуком [Ш]. Дети делят слова на слоги. В вагон с одним окошком садятся пассажиры, в названии которых один слог, в вагон с двумя окошками садятся пассажиры, в названии которых, два слога и т.д.
Мышь, лягушка, Золушка, мишка, девушка, кошка, лошадка, черепашка, шмель, петушок.
Логопед. — Молодцы! Ну а теперь садимся и мы в поезд, отправляемся дальше.
Дети имитируют езду на поезде, произнося, Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
Логопед. — Дальше ребята мы не проедем на поезде, ведь впереди болото. Чтобы не провалиться в него, нам нужны надёжные кочки, вот они. Но, ребята, кочки эти заколдованы, и пока что в них нет силы, а чтобы их расколдовать, нужно прочитать слоги, которые в них записаны, и составить
из этих слогов слова.
Будьте внимательны, слоги соединяются в слова по цветам кочек.
Логопед.
— Какие вы молодцы! Справились и с этим заданием. Ну что болото мы преодолели.
Логопед. Смотрите ребята, путь нам преградила Баба яга. Она просит вас о помощи. Её друзья
разбежались по лесной полянке, а бабушка старенькая, плохо видит. Она просит вас подсказать,
где их искать.
Дети. — Кошка сидит на крыше.
— Шмель летает над ромашкой.
— Лягушка сидит под избушкой.
— Петушок стоит под деревом.
— Мышонок спрятался за пнём.
— Кукушка сидит на дереве.
Логопед. Ну вот и всё, помогли мы бабе — яге найти друзей.
Логопед. -Вот мы и дошли. Ребята, посмотрите какой красивый замок!
8. Звуковой анализ слова Шпунтик, выкладывание звуковой схемы.
— Вспомните, звук [Ш], спрятан за семью замками, а чтобы замки открылись, Звуколов нам придумал задание, выложить схему слова Шпунтик, за каждый правильно отгаданный звук мы с вами получим ключ. Будьте внимательны.
Дети выкладывают схему слова.
Логопед. — Посмотрите дверь открылась, и кто нас встречает? Буква [Ш].
Стук в дверь, заходит Шпунтик.
Шпунтик. — Спасибо большое ребята, Ну всё, мне пора домой, мои друзья, наверное заждались меня. До свидания.
Итог .
— Ребята, давайте вспомним, какой звук мы вернули Шпунтику?
— Звук [Ш].
— Дайте характеристику этому звуку.
— Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии