«Чудеса воды»
Конспект НОД в старшей группе
Подготовила: Михайлюк Нина Владимировна
Цель: ознакомление детей со свойствами воды в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей со свойствами воды.
-Уточнить представление о значении воды в природе.
-Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.
-Расширять словарь глаголов, существительных и прилагательных.
-Упражнять детей в умении составлять предложения по картинке и обобщение опыта.
-Совершенствовать умение отгадывать загадки.
-Совершенствовать умение проводить опыт.
Развивающие:
-Развивать общую моторику.
-Способствовать развитию логического мышления.
— Развивать память и внимание.
Воспитательные:
— Воспитывать бережное отношение к природе.
— Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового.
Оснащение:
Ноутбук, презентация о воде, письмо, фонтан, кувшин с водой, три прозрачные емкости разной формы (стаканчик, колба, пробирка), две емкости с грязной и чистой водой, кусочки марли, ватные диски, вата, салфетки, кусочки льда, полоски бумаги разного цвета, сахарный песок, соль.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций;
- Чтение художественной литературы;
- Наблюдения в природе, в быту;
- Проведение различных опытов;
- Игры с водой;
ХОД НОД
— Дети послушайте стихотворение:
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без нее нам не прожить!
— О чем говорится в стихотворении?
Ответы детей.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть интересный фильм и отгадать загадки о воде.
Презентация, в которой раскрываются различные состояния воды.
Ребята, а как мы можем назвать дождь, росу, снег, облака, град, туман, лед одним словом?
Ответы детей.
Правильно, ребята, это вода.
Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо из института Воды. В этом институте такие люди, как мы с вами, проводят исследования с водой, изучают ее. И вот сотрудники этого института попросили нас помочь и провести исследования и опыты с водой. Поможем им, ребята? ( Да).
А все результаты наших исследований мы передадим в институт через видеописьмо.
1 задание « Знакомство с фонтаном»
Ребята, сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию, одевайте халаты. Я тоже надеваю халат с такой же эмблемой института Воды и становлюсь научным сотрудником, а вы превращаетесь в моих коллег. Теперь мы с вами сотрудники института воды.
— Что делают в лаборатории?
Ответы детей.
— Правильно, проводят опыты.
— А теперь напомните мне, как надо вести себя в лаборатории:
Ответы детей: не шуметь, аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, сделать вывод.
— Молодцы! Все правила помните. Ну что, приступим!
Коллеги, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет.
Давайте к нему подойдем и рассмотрим его.
(Фонтан).
— Кто знает, как этот предмет называется?
— Для чего он нужен?
Ответы детей.
— А в нашем городе есть фонтаны? Где они находятся?
Ответы детей. (Показ слайда презентации).
— А что льется в фонтане? (вода).
— Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Что она делает?
Ответы детей: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
— Значит она какая? ( жидкая).
— Следующий вопрос: имеет ли вода форму?
Ответы детей.
— А вот мы это сейчас проверим.
Проводится опыт.
наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные емкости (стаканчик, пробирка, колба). Вода приобретает форму каждой из них.
Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.
-Ребята, сотрудники нашего института также заботятся о водоемах.
-Какие вы знаете водоемы? (река, озеро, пруд, море). (Показ слайда презентации).
— Давайте немножко отдохнем и сходим к реке.
— Ой, а что же это случилось с нашей рекой?
— Посмотрите, какая у нас река? (Показ слайда презентации).
Ответы детей: грязная.
— Что же нам делать?
Ответы детей.
-Коллеги, скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы?
— Что случится с водой в реке, если бросать мусор?
Ответы детей: ее нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и все живое в реке.
— Коллеги, давайте с вами очистим реку от мусора. (Показ слайда презентации).
— Молодцы, ребята!
— Какая чистая у нас река стала, и рыбки в ней появились разные и красивые. — Такое могли сделать только добрые дети с доброй душой.
— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.
Физкультминутка.
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
Мы на пляже- солнце жжет.
Побежим скорей к реке,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Здорово нам было тут,
Но вернемся в институт!
Много знаний и открытий,
В институте нас всех ждут!
Опыты в лаборатории.
— Посмотрите, ребята, у меня на столе две емкости с водой.
— Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Ответы детей: одна чистая, другая грязная.
— А как вы думаете, можно очистить грязную воду?
— Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в нее , сложенную в несколько раз марлю и начну пропускать грязную воду через эту воронку.
— Что у нас получается?
Ответы детей: вода становится чистой.
— А что стало с нашим фильтром- марлей?
Ответы детей: она стала грязной.
— Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду?
Ответы детей.
— С помощью чего?
Ответы детей: фильтров, марли, ваты, салфетки- в домашних условиях, очистных сооружений- на предприятиях.
А сейчас мы будем с вами проводить исследования.
Опыт №1 « Лед — твердая вода».
— Ребята, возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить.
— Как вы думаете, почему лед растаял?
Ответы детей: от тепла ладони.
— Что осталось на ладошке?
Ответы детей: вода.
Опыт №2 « У воды нет вкуса»
— Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?
— Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта.
— Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №3 « Вода прозрачная»
-Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды.
— Поднесите поочередно полоски к стакану. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
— Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из цветов?
Ответы детей: нет
— Какого же тогда цвета вода?
Ответы детей: бесцветная, прозрачная.
— Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Посмотрите через стакан с водой. Давайте опустим в стакан с водой ложку. Вы ее видите?
Ответы детей.
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Опыт №4 « Вода- растворитель»
-Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса. Предлагаю вам размешать в одном стаканчике сахар, в другом — соль.
— Что произошло с сахаром и солью?
Ответы детей: они растворились
После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.
— Что изменилось?
Ответы детей: у воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.
Вывод: вода — одно из самых удивительных веществ на планете.
— Ребята, что нового вы узнали в нашей волшебной лаборатории о воде?
— Какие новые свойства воды вы сегодня узнали?
— Есть ли у воды цвет, запах, вкус?
— Какие состояния воды вы запомнили?
— Может ли вода растворять вещества?
— Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Ответы детей.
— Спасибо вам, ребята, за работу и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь. (Показ слайда презентации).
— Всем юным исследователям работники института передали настоящие медали, которые вы получите за ваши старания и научные открытия.
А наше видеописьмо с опытами и открытиями будет отправлено в институт Воды.
А мы с вами отправляемся в детский сад, чтобы рассказать всем об удивительной « волшебнице — воде».