«Путешествие по временам года»

Конспект НОД по речевому развитию

в подготовительной группе

на тему: «Путешествие по временам года»

подготовила: воспитатель Ващенко А.Ф.

Цель: закрепить знания детей о временах года.

Задачи.

Обучающие.  Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме: «Времена года»; закрепить признаки всех времен года;  различать перелетных и зимующих птиц, употреблять в речи обобщающие слова.

Развивающие. Развивать связную устную речь, грамматическую сторону речи, мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные. Воспитывать  инициативность ,усидчивость,  бережное отношение к природе.

Методические приёмы: беседа, игра-путешествие, дидактические игры, загадки,  музыка, игра на развитие речевого дыхания, игры с правилами.

Материалы и оборудование. 4 картинки с изображением дворцов, король – кукла, 4 дочери короля: Зима, Весна, Лето, Осень (рисунки), картинки с изображением птиц, цветов, насекомых, овощей, фруктов, сада, огорода, дерева, картина «Лето», разноцветные листья из бумаги, мяч, письмо с незаконченными предложениями, рисунок зимы (путаница), счетные палочки.

Предварительная работа. Отгадывание загадок, дидактические игры: «Собери букет»,«Лови мяч»,«Закончи предложение»,«Летает, а не птица», «Бывает — не бывает»,лото «Овощи и фрукты»,«Вот какое лето»,«Собери кораблик». Составление описательного рассказа по картинам «Времена года».

Ход НОД:

Воспитатель. Ребята вы любите сказки?  Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по сказке. Готовы?

Дети. Да.

Воспитатель. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король, и было у него 4 дочери: Зима, Весна, Лето, Осень. Очень любил король своих дочерей, хотя и разные ни все были. У каждой дочери был свой дворец.

Вопрос. Как вы думаете, какого цвета дворец у Зимы?

Предварительный ответ. Дворец у Зимы белого цвета.

Вопрос. Какого цвета дворец у Весны?

Предварительный ответ. Дворец у весны зеленого цвета.

Вопрос Какого цвета дворец у Лета?

Предварительный ответ. Дворец у лета разноцветный.

Вопрос. Какого цвета дворец у Осени?

Предварительный ответ. Дворец у Осени желтого цвета.

Воспитатель: Я предлагаю вам, вместе с королем отправится в гости к её дочерям. (Дети идут змейкой под музыку). Вот мы и пришли к первой, самой старшей дочери короля. Посмотрите, какой красивый, белоснежный, ледяной  неё дворец!

Вопрос. Как её зовут?

Предварительный ответ. Её зовут Зима.

Воспитатель: Это очень строгая старшая сестрица. Она любит порядок. Если на что рассердиться – холодом дыхнет. Многие звери и птицы её побаиваются: кто в теплые края улетает, кто на всю зиму спать укладывается, чтобы ей на глаза не попадаться.

Детям предлагается рассмотреть рисунок Зимы.

Посмотрите, во что она одета?

Ответы детей .

Вопрос. Скажите, какая бывает зима?

Дети: Холодная, морозная, ледяная, студеная, красивая, снежная, белая.

Воспитатель: Зима приготовила нам свои загадки. Давайте попробуем их отгадать.

Игра «Четвертый лишний». Найдите лишнюю птицу (дятел, кукушка, снегирь, синица;  ласточка, скворец, грач, сова; ворона, сорока, воробей, ласточка)

Воспитатель.Очень любит Зима чистоту и порядок. Всё вокруг покрасила белой краской, поля покрыла белым одеялом.

Вопрос.Что это было за одеяло?

Ответ. Снег.

Воспитатель.Оглядывалась Зима вокруг и радовалась, как хорошо уборку сделала. Улыбалась Зима, и выглядывало солнышко, начинал сверкать снег. Она даже попросила художника нарисовать для нее картину – ее портрет, но художник что-то перепутал, а что никак не может понять. Помогите ему, посмотрите внимательно, и скажите, что здесь не так.

Игра « Картина-путаница».

Игра «Лови мяч». Будьте внимательны, ловите мяч только тогда, когда услышите названия зимних месяцев.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Разгадали все загадки. Нам нужно идти дальше, нас ждет в гости другая дочь короля. Давайте скажем Зиме: «До свиданье!»

Дети идут под музыку змейкой.

Воспитатель: Вот ещё один дворец, посмотрите, какой красивый. Как вы думаете, кто из сестер здесь живет?

Ответ.  Здесь живёт Весна.

Воспитатель. Как вы догадались? Какой порядок она наводит в природе? Давайте послушаем.

Ответы детей. Побежали ручьи, зазвенела капель! Украшает она землю цветами, первой нежной травкой. Прилетели первые весенние птички: грачи, ласточки, соловьи. Всё вокруг просыпается, сверкает, зеленеет, оживает.

Дети рассматривают рисунок дочери короля – Весны, её одежду.

Воспитатель: Во дворце у Весны тоже много интересного, давайте посмотрим. Ребята, Весна написала нам письмо. Но некоторые слова в нем зашифрованы, вместо них рисунки. Давайте попробуем расшифровать его.

Игра « Закончи предложение».

На улице греет весеннее солнышко. Тает снег. Возвращаются из теплых стран перелетные птицы. Бегут ручьи. Дети пускают кораблики. (Вместо подчеркнутых слов – рисунки).

Воспитатель .Весной дети пускают кораблики, а давайте мы с вами тоже построим кораблик из палочек.

Игра «Собери кораблик» (по образцу).

Посмотрите, ребята, что-то ещё нам Весна приготовила.

Игра «Собери букет» из первых весенних цветов. (тюльпаны, подснежники, ландыши, одуванчики, розы, ромашки, колокольчики).

Дети прощаются с красавицей Весной и идут  дальше под музыку.

Воспитатель: А вот и дворец средней сестрицы. Дети  рассматривают дворец. Эта сестрица всегда за Весною к нам в гости идет, с собой приносит немало забот. Горячие, долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски. Кто это?

Дети: Это Лето.

Воспитатель: Правильно. Дети рассматривают одежду Лета.

Воспитатель: Сестрица Лето – очень веселая и любит играть. Она и вам предлагает поиграть с ней. Хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Игра называется «Летает, а не птица» Ребята, кто ещё может летать, кроме птиц?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Сестрица Лето загадает вам загадки, а отгадки вы разместите на траву или на дерево. Слушайте внимательно.

Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (воробей).

Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и летел. (бабочка).

Верещунья белобока, а зовут её….. (сорока).

На луг живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь (кузнечик).

А теперь давайте рассмотрим картину, которую нарисовал художник. Дети составляют краткий описательный рассказ о Лете.

Игра «Вот какое лето» (с мячом)

Если на улице светит солнце, то погода, какая? (солнечная)

Ели ветер (ветреная).

Ели дождь (дождливая)

Если пасмурно (пасмурная)

Если ясно (ясная)

Если туман (туманная)

Если тепло (теплая)

Если жарко (жаркая)

Если сыро (сырая).

Воспитатель: Молодцы, ребята, нам пора прощаться с Летом и идти дальше.

Воспитатель: Эта сестрица всегда после лета приходит. Многие жалеют, что лето кончилось, а ей это обидно, вот она и плачет часто и подолгу.

Вопрос. Как её зовут?

Ответ. Её зовут Осень.

Дети рассматривают рисунок дочери короля и её дворец, называют признаки осени.

Воспитатель: Ну, а теперь пришла пора с осенью поиграть.

Игра на развитие речевого дыхания «Сильный и слабый ветерок». А теперь ветерок подхватил лоточки и закружил в воздухе. (дети кружатся под музыку, затем садятся на стульчики).

Воспитатель: Игра «Бывает — не бывает». Если то, о чем я буду говорить, бывает осенью – вы будете хлопать в ладоши, если не бывает – топать ногами.

Осенью все перелетные птицы улетают в теплые края.

Осенью дети катаются на санках.

Осенью на деревьях все листья зеленого цвета.

Осенью бывают хмурые и пасмурные дни.

Молодцы, ребята!

Воспитатель:  Осень дарит нам овощи и фрукты. Где растут овощи?

Ответ.  Овощи растут в огороде на грядке.

Воспитатель: Овощи нам нужно поместить в огород. А где растут фрукты?

Ответ.  Фрукты растут в саду на деревьях.

Воспитатель: Фрукты нужно поместить в сад.

Каждый ребенок берет по муляжу и размещает в сад или в огород.

Молодцы ребята, порадовали Осень.

Дети получают подарки от времен года.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад, а король останется со своими дочерями. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза. (звучит музыка) Мы снова в детском саду.

 

Добавить комментарий